Авторские куклы Галины Белеховой из собрания Новгородского музея-заповедника на выставке в Пушкинском Заповеднике

19 мая 2023Новгородский кремльВыставки

18 мая в Государственном мемориальном историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» открылась выставка «Прогулка во времени. Авторские куклы Г.С. Белеховой в собрании Новгородского музея-заповедника». На выставке представлено более двадцати авторских кукол петербужской художницы Галины Белеховой из фонда игрушки Новгородского музея-заповедника.

Куклы Галины Белеховой – это олицетворение той или иной исторической эпохи в её декоративной ипостаси. Однако это не только знаки давно ушедших эпох, но и весомая часть истории российской авторской неигровой куклы. Первая в Ленинграде выставка авторской куклы состоялась в 1979 году – это была персональная выставка Галины Сергеевны Белеховой.

Окончив в 1967 году Высшее художественно-промышленное училище имени      В. Мухиной, начинающая художница увлеклась изучением европейского и русского костюма и быта XV-XIX веков. Ее первые куклы в оригинальных исторических платьях можно было видеть в начале 1970-х годов в витрине Дома мод, где они соседствовали с элегантными шляпками, а необычные куклы-манекены украшали холлы гостиниц «Прибалтийская», «Пулковская» и придавали нестандартность интерьеру ресторана «Конюшенный двор». Именно Галина Белехова стала одной из первых художниц, представлявших российскую авторскую куклу на зарубежных выставках. 

Индивидуальная творческая манера Г. Белеховой сложилась в первые годы работы и выразилась в совокупности нетривиальных художественных приёмов. Например, необычно то, что у кукол Белеховой практически нет лиц. Но от них глаз не оторвать, и ты понимаешь: именно так и выглядели русский дворянин, испанский гранд или венецианский банкир. Характерный образ создаётся с помощью лаконичного силуэта, тщательно отобранных деталей костюма, передающих своеобразие того или иного стиля, затейливой причёски. Художница не копирует исторические костюмы «дословно». Достаточно нескольких игривых воланов на рукавах и выбивающихся из-под шляпки локонов из шнура — и перед нами дамы эпохи ампира. А «Денди», одетый в белейший атласный жилет и черный фрак, разумеется, отсылает нас к пушкинскому Онегину. Не случайно, одну из своих выставок художница назвала «Силуэт – декоративный знак стиля эпохи». Важнейшим элементом авторского замысла является монохромность красных, белых, черных фигур, символика и метафоричность цвета которых способствует созданию эмоционального образа.

Г. С. Белехова настоящий знаток моды былых времен, о костюмах разных стран и народов художница может говорить часами, но всегда соединяет эти знания со своей практической работой: «Испанцы в эпоху Возрождения больше всего любили черный цвет. Для испанского костюма я использую очень жесткий каркас: костюм скрывает тело, только обозначает его линии». И признается: «Я всегда что-то преувеличиваю, чтобы усилить впечатление». Куклы Г. С. Белеховой – это олицетворение той или иной исторической эпохи в её декоративной ипостаси, но это не только знаки давно ушедших эпох, но и весомая часть истории российской авторской неигровой куклы.

Выставка будет работать по 15 августа.