Из истории церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Довоенные копии росписи храма
С 21 июля в Мастерской художников-реставраторов А.П. Грекова и В.Б. Грековой (Здание Судного и Духовного приказов. Кремль, 13), начала работать выставка «Из истории церкви Спаса на Ковалеве. Довоенные копии росписи храма». Выставка посвящена значимой странице истории памятника – начальному периоду изучения церкви Спаса Преображения на Ковалеве и ее настенной живописи. Уникальные фрески именно этого памятника, разрушенного во время Великой Отечественной войны, были возрождены реставраторами Грековыми в помещениях мастерской на территории Новгородского Кремля.
На выставке представлено семь копий и зарисовок настенной росписи церкви из собрания Новгородского музея-заповедника, исполненные Евгенией Эвенбах (1889-1981). В состав выставки также включен рисунок Александра Громова, который запечатлел облик Ковалевской церкви до разрушения в годы Великой Отечественной войны.
В 1920-е годы в храмах Новгорода развернулись работы по архитектурным обмерам, фотофиксации и копированию композиций фресковой росписи. Об их масштабе писал в те годы директор Новгородского музея Николай Порфиридов: «... это были настоящие энтузиасты …. Ежедневно рано утром они уже расходились по своим объектам в городе и за городом, в Волотове, Ковалеве, Антонове … и оставались там со своими кальками, ватманскими листами и традиционными ложечками с разведенной в них темперой на шатких лесах и подмостях до позднего вечера …». Созданные в то время художниками копии и зарисовки древнерусской монументальной живописи хранятся в настоящее время в собраниях многих музеев страны. После разрушения в годы Великой Отечественной войны многих уникальных памятников Древнего Новгорода эти работы стали ценнейшими изобразительными источниками.
Евгения Константиновна Эвенбах на протяжении четырех лет – с 1920 по 1923 год – ежегодно приезжала в Новгород с целью обмера, изучения и копирования живописных и архитектурных памятников. За этот период Е.К. Эвенбах исполнила копии росписей многих новгородских храмов, в первую очередь – Спаса на Нередице (1199), Успения Богородицы на Волотовом поле (1363 ?), Спаса на Ильине улице (1378) и Спаса на Ковалеве (1380). В своей работе Евгения Эвенбах следовала разработанному художниками в 1920-е году методу научного копирования древнерусской живописи, который предполагал скрупулезное изучение стиля и техники каждого фрескового ансамбля. Одновременно ею была создана целая серия акварелей и несколько альбомов карандашных зарисовок, запечатлевших (включающая виды) известные храмы и монастыри Новгорода и его окрестностей, городские пейзажи, бытовые сцены. Глубокое проникновение в образный строй новгородских памятников в значительной степени способствовало формированию мировоззрения и своеобразия художественной манеры Е.К. Эвенбах. Спустя несколько лет Евгения Константиновна так оценила свой «новгородский» период: «Новгород стал фундаментом всего моего творчества».
В собрании Новгородского музея-заповедника хранится около 40 произведений Александра Александровича Громова, выполненных в начале 1920-х годов. Из них более 10 работ – виды храма Спаса Преображения на Ковалеве, представленного с разных ракурсов.
Выставка будет работать по 5 декабря.