Из столицы «огневых искусств»
Истинными шедеврами не только фонда декоративно-прикладного искусства, но и всей коллекции Новгородского музея-заповедника являются оклады Евангелия, созданные во французском городе Лимож. Четыре медные доски, удивительные католические реликвии, вероятно, были доставлены в Новгород средневековыми паломниками.
Пластины окладов поступили в музей в 1930-х гг. из собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Известно, что в XIX столетии они были установлены в центральной части храма перед иконостасом, около раки преподобного Антония Римлянина, основателя обители. До 1930-х в древнем соборе находились шесть парных досок от трех богослужебных книг. Две пары по сей день хранятся в нашем собрании, а судьба третьего оклада остается загадочной.
Рассматриваемые доски представляют собой композиции «Распятие» и «Христос во Славе» («Majestas Domini»), исполненные в технике выемчатой эмали на меди.
Этот способ создания изображения по металлу применялся еще в римское время кельтскими племенами, и в XII-начале XIII вв. стал вершиной лиможского ювелирного дела.
Позолоченные фигуры святых выгравированы. Рельефные головки Христа, Богоматери, Иоанна, ангелов и символов евангелистов литые. Цвета эмали орнаментального фона варьируются и повторяются: тёмно-синий, синий, голубой, белый, зелёный, жёлтый, красный.
Оклад Евангелия можно отнести к лучшим произведениям мастеров Лиможа, так называемой столицы «огневых искусств». Иконография памятников, композиционное решение, технико-технологические особенности, роскошный декор, яркий колорит эмали характерны для позднего романского стиля конца XII-начала XIII вв.
Являясь раритетами местной коллекции, произведения участвовали в крупнейших мировых музейных проектах, в 2010 году с успехом были представлены в парижском Лувре на выставке «Святая Русь». Сейчас одной парой досок может восхититься каждый посетитель Владычной (Грановитой) палаты, а другой – гости временной экспозиции «160. Избранное» в здании Присутственных мест.