Книжная обложка 1910 – 1920-х гг.

16 июня в 16 часов в Музее изобразительных искусств (Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, 2) состоится открытие выставки «Книжная обложка 1910-1920-х годов. Из собрания Новгородского музея-заповедника». На выставке представлено более 80-ти книжных обложек, которые позволят посетителям не только познакомиться с творчеством десятков художников книги, но и почувствовать атмосферу далеких 1920-1930-х годов. 

С конца XIX века начинается новая эпоха в истории оформления книги:  применение штриховой цинкографии вытеснило случайную картинку, заменив ее более органичными для печатной книги обложкой и внутренними иллюстрациями. В России главную роль в процессе формирования культуры книги в это время сыграли художники объединения «Мир искусства»: Александр Бенуа, Лев Бакст, Иван Билибин, Мстислав Добужинский, Константин Сомов и др. 

Наряду с утонченными графическими обложками этих авторов в России встречаются обложки, имеющие преимущественно рекламный, «зазывный» характер, отличающиеся «кричащими рисунками в красках». Подобные дешевые издания не способствовали развитию качественного художественного оформления, но были доходными, благодаря огромным по тем временам тиражам.

Октябрьская революция застает полиграфическую промышленность России в очень запущенном состоянии. Но потребность в книге, прежде всего на издания художественной литературы, была в первые послереволюционные десятилетия так высока, что вывело российское искусство книги на новый виток развития. Книжная обложка в это время – очень востребованный вид графического искусства. В самые тяжелые 1918-1921 годы издания немногочисленных книг отличаются утонченностью, отражая по инерции художественные вкусы предшествующей эпохи. 

С 1922 года над обложкой работают все крупнейшие художники-графики, связанные с дореволюционными издательствами, а также представители новых направлений. Изысканная орнаментальность обложек мастеров «Мира искусства» соседствует с футуристическими решениями и экспрессионистской стилистикой Юрия Анненкова, Натана Альтмана, Александры Экстер. Доступный наглядный реализм в оформлении «крестьянской» книги и других массовых изданий Бориса Кустодиева – с утверждением конструктивизма, как языка, наиболее адекватно отражающего революционную сущность эпохи (Александр Родченко и др.). Такие художники, как братья Стенберги, Василий Сварог, Иосиф Герасимович, нередко привносили в обложку приемы плакатного искусства. Это не соответствовало идее целостности художественного образа книги, но делало издание более привлекательным в условиях конкуренции частных и кооперативных издательств, занимавших значительный сегмент рынка в условиях НЭПа. 

Крупнейшими издательскими центрами остаются Петроград-Ленинград и Москва (Academia, Алкрнрст, Атеней, Брокгауз и Ефрон, Всемирная литература, Время, Госиздат, Земля и фабрики, Петроград, Колос, Красная новь, Круг, Мысль, Начатки знаний, Недра, Молодая Гвардия – ОГИЗ, Прибой, Пучина, Радуга, Сеятель). Много интересного в оформлении обложки предлагают Иваново (Основа), Вологда (Северный печатник), Харьков (Космос, Пролетарий), Тифлис и другие крупные промышленные центры СССР.  

Выставка будет работать по 15 января 2024 года.