Новая этнографическая программа «Кузьминки встречаем, осень провожаем» в Витославлицах
13 ноября с 13 до 15 часов в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» впервые состоится этнографическая программа «Кузьминки встречаем, осень провожаем». Она проводится в канун дня бессребреников и чудотворцев Кузьмы и Демьяна.
Гости музея познакомятся с традициями празднования Кузьминок, узнают секреты прядения и вязания, чесания шерсти и изготовления валенок, увидят работу кузнеца, обучатся письму, чтению, счету и другим премудростям, как это делали новгородские крестьяне, а также поиграют в поцелуйные посиделочные игры.
Память святых отмечается дважды в году 14 (1) июля и 14 (1) ноября. Братья Косма и Дамиан были искусными римскими врачевателями, бесплатно исцелявшими силой молитвы душевные и телесные недуги всякого, кто обращался к ним за помощью. Если в житиях Кузьма и Демьян – врачеватели, то в народной традиции они стали «рукомесленниками», которые за свою работу ни с кого не брали платы. На Руси Кузьма и Демьян почитались, прежде всего, как кузнецы, которые ковали не только железо, но и крепкое здоровье, и долгую семейную жизнь. К ним обращались с надеждой на счастливую семейную жизнь: "Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы, до седой бороды". Кузнецы же считали 14 ноября своим профессиональным праздником. В этот день запрещалось работать в кузнице. Говорили: «Кузьма-Демьян – опасный день для кузнецов, ковать не пойдут».
Традиции осенних Кузьминок богаче летних. Это обусловлено тем, что в ноябре происходит переход от осенних работ к зимнему рукомеслу. Так как Кузьминки приходятся на глубокую осень, с этого момента женщины усердно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: «Кузьма и Демьян, сравняйте меня позднюю с ранними».
Покровителей ремесла, также связывали с обучением грамоте. Осенью, когда завершались все сельскохозяйственные работы, начинался учебный год: либо в день Кузьмы-Демьяна, либо в день пророка Наума.
По всей России Кузьминки отмечались как девичий праздник. В этот день девушка-невеста исполняла роль хозяйки дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину»). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты: картофель, масло, яйца, крупу, муку. Готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша. «Кузьма-Демьян! Приходите к нам кашу хлебать!». Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, а полученные деньги делили между собой. После угощения начинали играть в поцелуйные игры. Девочки-подростки варили кашу в нескольких горшках, потом её ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – со свиным салом.
В народе говорили: «Кузьминки – об осени одни поминки». 14 ноября окончательно прощались с осенью и встречали зиму.