Новгородские реставраторы нашли сцену Колесования святого Георгия — в канун её церковного празднования
Реставраторы Центра монументальной живописи Новгородского музея-заповедника сообщили о радостном событии: среди сотен тысяч фрагментов руинированных древних фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря впервые удалось собрать и достоверно опознать часть изображения сцены «Колесование святого Великомученика Георгия Победоносца» — один из ключевых эпизодов его жития.
Особенно символично, что это событие произошло незадолго до праздника колесования Георгия, который Русская православная церковь отмечает 23 ноября.
Сцена стала первым полностью узнаваемым эпизодом из житийного цикла, происходящего от первоначальной росписи Георгиевского собора, датируемой около 1130 года.
Что именно удалось собрать
На рабочем столе реставраторов множество разрозненных фрагментов, из них удалось составить элементы композиции: на колесе лежит обнаженное тело святого, к его ногам привязана верёвка, за которую воин вертит колесо. Вся композиция написана на ярко голубом фоне. Из уже собранных фрагментов — частично восстановленной фигуры святого и фрагмента колеса — достаточно, чтобы реставраторы смогли определить сюжет и его место в цикле жития Великомученика Георгия.
История мученичества: образ, оживающий спустя девять веков
Согласно древнему преданию, в 303 году жестокий император Диоклетиан, стремясь принудить Георгия к поклонению «лживым богам», приказал привязать его к большому вращающемуся колесу, площадка под которым была усеяна острыми лезвиями. Когда колесо вращалось, железо разрезало тело святого. Но, как повествует житие, Георгий не издал ни одного стона: сначала он громогласно молился Богу, затем тихо благодарил Его, пока, наконец, не замолчал. Считая мученика умершим, Диоклетиан произнёс: «Где же Бог твой, Георгий?»
И тогда прогремел гром, и глас свыше сказал:
«Не бойся, Георгий, Я с тобою». У колеса явился Ангел Господень, возложил руку на мученика и произнёс: «Радуйся!». Святой встал полностью исцелённым и вновь вознёс благодарение Христу.
Именно этот момент — колесование — и удалось определить на фрагменте древней настенной живописи, считавшейся утраченной.
Георгиевский собор — сокровищница древнерусской монументальной живописи
Собор святого Георгия Юрьева монастыря — один из важнейших памятников древнерусской архитектуры и монументального искусства. Заложенный в 1119 году игуменом Кириаком вместе с князем Всеволодом Мстиславичем и построенный мастером Петром, храм был украшен фресками уже в 1120–1130-х гг. В XVII–XVIII вв. часть фресок была поновлена, однако значительная часть оригинальной росписи сохранялась под слоем более поздней живописи вплоть до 1825 г. Тогда, при обновлении монастыря, древние фрески были сбиты и часть их пошла в подсыпку основания нового пола.
Считалось, что древняя роспись храма утрачена, пока археологи в 1930-е, а затем — в 2013–2023 гг. не вскрыли огромный пласт фрагментов XII века. Эти находки стали крупнейшей коллекцией ранней монументальной живописи Новгорода, позволяющей восстановить технологию и стиль византийского направления, принесённого древними мастерами.
Как реставраторы смогли определить сцену
Собрание фрагментов Георгиевского собора — это сотни тысяч обломков фресок, извлеченных из археологических раскопов: часть — из подсыпки позднего пола, часть — снаружи, где их когда-то просто вынесли за пределы храма и разровняли. Далеко не всю живопись удастся собрать. Однако у реставраторов появилась зацепка: среди множества фрагментов выявили большое количество обломков с белыми буквами на синем фоне. При прочтении отдельных слов надписей, стало понятно, что это аннотации к житийным сценам, сопровождавшим, по-видимому, ростовое изображение святого Георгия. Это позволило предположить, что в дьяконнике находились центральная ростовая фигура святого великомученика в окружении сцен его жития.
«Вот эта сцена — единственная, в которой нам всё окончательно понятно. Если во многих случаях мы можем только предполагать, то здесь сомнений нет: это колесование, явная житийная композиция», — отмечает Тамара Анисимова, заведующая Центром реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника.
Ещё несколько композиций жития Георгия начинают собираться, но находятся в самом начале работы и их сюжеты пока можно только предполагать. Датировка найденных фресок — около 1130 года.
Будут ли фрески показаны публике?
По словам реставраторов, при наличии результата они всегда охотно демонстрируют работу на выставках.
Если будет собрана полноценная композиция, её смогут увидеть посетители — на специальных экспозициях или в церкви Георгия на Торгу. Пока сроки назвать невозможно.
Тем не менее, процесс идёт, и уже сейчас ясно: найденная сцена «Колесование Великомученика Георгия» — важнейший шаг к восстановлению одного из величайших памятников древнерусской живописи.