Новгородские сокровища в Музее Международного нумизматического клуба
В Москве, в музее Международного нумизматического клуба, продолжает работу выставка «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные», посвященная византийской нумизматике и декоративно-прикладному искусству. В числе крупнейших государственных музеев России, в выставке принял участие и Новгородский музей-заповедник, предоставивший уникальные образцы византийского искусства из своих коллекций: паломнические инсигнии, наперсные образы, древнейший дошедший до нас дискос (рубежа XIII-XIV вв.), сохранивший кириллическую надпись.
Успех выставки вдохновил ее организаторов на кинематографическое продолжение темы. 10 марта, по приглашению Музея Международного нумизматического клуба, генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн в качестве эксперта по истории и культуре христианского Востока записал интервью для научно-популярного фильма, призванного рассказать о феномене византийской нумизматики.
В этот же день Сергей Брюн посетил и еще одну выставку Музея ММК. Новый яркий проект «Монеты и рыцари. Серебро и сталь» посвящен эпохе Средневековья и крестовых походов. В числе экспонатов, позволяющих отследить историю рыцарства через изображения на монетах, есть и нумизматические памятники из личной коллекции Сергея Брюна. На протяжении многих лет он собирал эти памятники, занимаясь историей созданных крестоносцами государств «Заморской земли»: княжества Антиохийского, графства Триполийского, королевства Иерусалима и Кипра, киликийского королевства Армения.
«Я рад, что выставка предоставила возможность поделиться с широкой публикой этими «малыми сокровищами» государств Заморской земли. К примеру, фоллисом, на котором один из завоевателей Иерусалима и Галилеи, князь Антиохийский Танкред представлен с мечом в руках и восточном тюрбане; или чередой серебряных денье Антиохийского княжества, где мы видим князя Боэмунда III и его преемников в шлемах с крестом (так называемые helmet denier); анонимным антиохийским денье со скачущим рыцарем; коронационным драмом армянского короля Левона IV Хетумида, где он изображен коленопреклоненным, перед Христом, со сходящим образом Святого Духа… Я очень благодарен автору и куратору выставки - Александре Викторовне Митяевой, а также основателю музея и всему коллективу за такой замечательный и яркий проект», - поделился Сергей Павлович.
Уже в должности руководителя одного из крупнейших музейных объединений, Сергей Брюн не оставляет темы христианского Востока, которой посвятил более сорока научных статей и масштабную двухтомную монографию. В настоящее время он работает над новой монографией, посвященной Боэмунду III Заике, князю Антиохийскому, которая должна выйти в свет уже в этом году. Признается, что в заботах о новгородских памятниках, время на научные труды остается только на выходных и ранним утром.
«Тема далёких Сирии и Палестины представляет несомненный интерес и для Великого Новгорода, который и сам хранит византийский след в духовной и художественной культуре», – убежден директор Новгородского музея.



