Новгородский музей-заповедник представит на выставке особый вид графического искусства – книжную обложку 1907 – 1927 годов
27 сентября в 16 часов в здании Присутственных мест (Кремль, 4) откроется выставка «Книжная обложка в творчестве художников объединения «Мир искусства». На выставке будет представлено более 70 книжных обложек периода с 1907 по 1927 год четырнадцати авторов, среди которых: Натан Альтман, Александр Арнштам, Лев Бакст, Иван Билибин, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Дмитрий Митрохин, Георгий Нарбут, Анна Остроумова-Лебедева, Константин Сомов, Сергей Чехонин и др.
Небольшая коллекция книжной обложки Новгородского музея-заповедника позволяет не только познакомиться с творчеством самых значительных художников книги, но и почувствовать атмосферу далеких 1910-1920-х годов. Первые поступления относятся к 1973 году, когда дочь художницы Софии Печеневой-Василевской передала музею среди других графических работ – 13 обложек. В 1983 и 1986 годах поступили эскизы и оттиски журнальных и книжных обложек Василия Сварога. На выставке представлены экспонаты из двух самых многочисленных коллекций. Первая из них была приобретена для музея новгородским коллекционером и меценатом Александром Одиноковым в 2008, 2018 и 2023 годах. Вторая, поступившая в 2019 году, была собрана до 1933 года А.Д. Стен - внучкой художника Владимира Маковского.
Наряду с музейными экспонатами на выставке можно увидеть редкие издания первой четверти XX столетия из коллекции известного новгородского журналиста Сергея Гормина, оформленные самыми известными художниками времени – Александром Головиным, Мстиславом Добужинским, Виктором Замирайло и др.
Новую эпоху в истории оформления книги в конце XIX века открыла фотоцинкография, которая начала активно использоваться в печатном деле. Применение штриховой цинкографии вытеснило случайную картинку, заменив ее более органичными для печатной книги обложкой и внутренними иллюстрациями. В России главную роль в процессе формирования культуры книги в это время сыграли художники объединения «Мир искусства».
Октябрьская революция застает полиграфическую промышленность России в очень запущенном состоянии. Но потребность в книге, прежде всего на издания художественной литературы, был в первые послереволюционные десятилетия так высок, что вывело российское искусство книги на новый виток развития. О книге в ее целостности, как особом явление культуры в это время размышляют и художники (А. Бенуа, В. Фаворский), и историки искусств (Э. Голлербах, А. Сидоров, Г. Брылов). На книжной выставке во Флоренции (1922) и Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже (1925) новые тенденции в развитии книжного искусства в России были встречены с большим интересом. Многие издания отмечены дипломами и медалями.
Книжная обложка в это время – очень востребованный вид графического искусства. В самые тяжелые 1918-1921 годы издания немногочисленных книг отличаются утонченностью, отражая по инерции художественные вкусы предшествующей эпохи. С 1922 года над обложкой работают все крупнейшие художники-графики, связанные с дореволюционными издательствами, а также представители новых направлений.
В экспозиции можно увидеть, как изысканная орнаментальность, символизм образов, декоративность, характерные для дореволюционного периода объединения, в новых условиях жизни страны постепенно уступают место иным решениям. Язык обложки становится проще, доступней для новой аудитории, на которую были рассчитаны основные массовые издания. При этом обложка не становится менее интересной. В диалоге старого и нового, на базе десятков издательств – Academia, Алконост, Атеней, Брокгауз и Ефрон, Время, Госиздат, Земля и фабрики, Петроград, Колос, Мысль, Начатки знаний, Сеятель и др., – возникают художественные решения, которые станут основой для дальнейшего развития искусства книги в СССР.
Выставка будет работать по 13 января 2025 года.