Купить билет

Новгородский музей-заповедник присоединится к Международному театральному фестивалю Ф.М. Достоевского

01 ноября 2023Новгородский кремльСобытия

С 3 по 11 ноября Новгородский музей-заповедник присоединится к  XXVII Международному театральному фестивалю Ф.М. Достоевского. Спектакли пройдут на трех музейных площадках: в Музее романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе и в Музее письменности и Лекторий музея в Новгородском Кремле.

В России много городов и мест, связанных с пребыванием Ф.М. Достоевского, но фестиваль проводится только в Новгородской области. Начинался он в 1992 году как камерная творческая акция. За более чем тридцатилетнюю историю на нем побывали тысячи участников из десятков городов России, стран Европы и Азии. Фестивальные спектакли будут представлены на музейных площадках не впервые. В этом году Новгородский музей-заповедник примет пять постановок. 

Подробнее о спектаклях – по материалам Новгородского областного театрально-концертного агентства.

3 ноября в Музее письменности в Кремле зрители увидят спектакль «Мой муж – Федор Достоевский» Театра драматических импровизаций из Санкт-Петербурга. На протяжении 14 лет вплоть до самой смерти рядом с Федором Михайловичем была жена Анна Григорьевна. Каково это – жить в тени гения? На этот вопрос и отвечает спектакль, в котором Достоевский представлен глазами его жены. 

В Великом Новгороде в Лектории музея 11 ноября состоится еще один спектакль из афиши фестиваля – «Матрёша». Театральное пространство свободы Алексея Тетюева (Челябинск) представит драму современного общества, отравленного ложью, лицемерием, горделивостью и безумием, которое всегда будет преследовать народ, однажды отказавшийся от веры. Главный герой спектакля Николай Ставрогин, бросив вызов Богу, встает на путь полной вседозволенности. Сможет ли человек жить без веры? Что стоит человеческая душа, в которой нет Бога? И что же движет таким человеком? Страх. Преследующий страх, который выжигает жизнь, делает ее невыносимой. Герой попадает в ловушку, бродит по беспредельному лабиринту собственных страхов и грехов, из которого есть лишь один выход – прощение. Ведь парадокс заключается в том, что как бы далеко человек не уходил от веры, он все равно возвращается к ней.

В Старой Руссе в Музее романа «Братья Карамазовы» будут показаны три спектакля. 

6 ноября Научно-исследовательская лаборатория русской музыкальной медиевистики имени М.В. Бражникова (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова) представит спектакль  «Исповедь Мармеладова». Пронзительный монолог Мармеладова из романа «Преступление и наказание» лег в основу камерного музыкально-драматического спектакля, пронизанного песнопениями уникального жанра – т. н. «покаянных стихов» XVII века. В этих «умиленных» песнопениях слышится голос кающегося грешника, неизбывная тоска человека по утраченному раю и надежда на Божественное милосердие. Трагические интонации творчества Ф.М. Достоевского переплетаются в спектакле с искренним переживанием духовного падения и восхождения к Небесам в покаянных стихах. 

8 ноября Независимый театральный проект (Санкт-Петербург) представит драму «Секретный дом». Постановка, объединяющая в своем сюжете литературные тексты  Ф.М. Достоевского, Д.С. Лихачева, В.Т. Шаламова, рассказывает о вечных человеческих ценностях, одной из которых является надежда. Ведь именно надежда может спасти человека от изоляции, одиночества и моральных страданий. А надежда всегда там, где есть любовь. В основу постановки положены сцены и образы из произведений Ф. Достоевского «Записки из Мертвого дома» и В. Шаламова «Боль». 

10 ноября Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского покажет сентиментальный монолог «Мечтатель». Петербург принадлежит не только Достоевскому, но и Гоголю, Андрею Белому, людям XIX столетия и молодым мечтателям XXI века. А белые ночи – время надежд, страданий, тайн и мистики. Время одержимости, ошибок и их преодоления. Давний сентиментальный случай на улицах огромного города, сочиненный молодым писателем, продолжает волновать вопросами, на которые необходимо получить ответ, чтобы вырваться из мира призраков и заблуждений, какой бы год ни стоял в календаре.