Обретение северного чуда
Реставраторы Новгородского музея-заповедника подтвердили древнее происхождение иконы Святителя Николая Корельского — единственной сохранившейся святыни с северного края Новгородской земли
В мастерской реставрации темперной живописи Новгородского музея-заповедника завершён четырехлетний цикл исследований и реставрационных работ над уникальным памятником — иконой XVI века «Святитель Николай Чудотворец (Никола Корельский) с житием».
Специалисты доказали: перед ними действительно тот самый чудотворный образ, некогда принадлежавший Николо-Корельскому монастырю — древнейшему духовному центру Русского Севера, стоявшему на берегу Белого моря, в крайнем пределе Новгородской земли.
От берегов Белого моря до Софийского града
Николо-Корельский монастырь был основан на рубеже XIV–XV веков в устье Северной Двины — там, где начиналась морская дорога из Новгорода к Соловкам и далее, в северные моря.
По преданию, обитель воздвигла новгородская боярыня Марфа Посадница после гибели двух своих сыновей, утонувших в Белом море. В память о них и в надежде на милость Святителя Николая — покровителя мореходов — она построила храм.
Со временем монастырь стал духовным и торговым центром Русского Севера, «портом Святого Николая» — воротами России в Европу. Но его судьба оказалась трагичной: обитель не раз разорялась — сперва норвежцами в XV веке, потом временем и запустением. В XX веке на её месте выросло судостроительное предприятие «Севмаш». Древние церкви превратились в хозяйственные корпуса, а иконы и реликвии, казалось, были навсегда утеряны.
Тайна из музейных фондов
Однако одна святыня всё же уцелела.
В 1960 году в Новгородский музей поступила икона Святителя Николая с житием из церкви Спаса Преображения в селе Спас-Пископец. Она была укреплена и помещена в фонды, где оставалась десятилетиями.
На серебряном окладе сохранилась табличка с надписью:
«в 1665-м году 1 декабря по повелению митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Питирима Николы Чудотворца Корельского был украшен серебряным басменным окладом».
Надпись указывала на возможную связь иконы с Николо-Корельским монастырём, однако убедительных доказательств не было — до недавнего времени.
Совпадение, которое всё изменило
Несколько лет назад, во время установки вентиляции в музейных фондах, реставраторы разговорились с подрядчиком — жителем Северодвинска, человеком, увлечённым историей родного края.
Он рассказал, что на закрытой территории судостроительного завода до сих пор сохранились остатки древнего Николо-Корельского монастыря и восстановленный храм Святителя Николая.
Этот разговор произошёл в Николин день — праздник Святителя Николая — и стал поворотным моментом в судьбе памятника.
«Совпадение было настолько удивительным, что мы не могли его не заметить, — вспоминает Юлия Комарова, хранитель фонда древнерусской живописи. — Я сразу вспомнила о нашей иконе с табличкой, где упоминается чудотворный образ Николы Корельского. Так началась новая история её изучения».
Наука и чудо реставрации
Работа над памятником началась с тщательного обследования: икона была покрыта слоями потемневшего лака и многочисленных поздних записей.
«Мы понимали, что под ними может скрываться нечто гораздо более древнее, — рассказывает художник-реставратор темперной живописи Лилия Васильева. — И действительно, по мере расчистки стали проявляться фрагменты живописи XVI века».
Исследования показали: икона написана на трёх досках северной сосны, с плотными годовыми кольцами — до 270 на одном фрагменте. Такая древесина могла произрастать только в северных районах, что указывает на её происхождение с Русского Севера.
Под слоями живописи XVII и XIX веков реставраторы выявили авторский слой XVI века — небольшие, но бесценные фрагменты: складки омофора, епитрахиль, вишневые кресты с тонкими золотыми разделками на одеждах святителя. Химический анализ пигментов подтвердил различие между слоями, что позволило точно установить этапы поновлений и датировку.
Спасение Никона
По мнению исследователей, икона была вывезена из Николо-Корельского монастыря в Новгород в середине XVII века, вероятнее всего — после путешествия митрополита Никона на Соловки. Летопись сообщает, что во время этого пути Никон попал в сильную бурю у берегов монастыря и чудом остался жив.
Вероятно, в знак благодарности Никон велел перевезти чудотворный образ в Новгород, где он был украшен серебряным окладом и помещён во Владычную палату. Там икона находилась в течение столетий — над входом в главный зал, где принимали послов и духовных владык.
Возвращение памяти
Сегодня икона Николы Корельского всё ещё находится в реставрации.
Но уже сейчас ясно — это уникальное открытие, свидетельство духовной и исторической связи Великого Новгорода и Русского Севера.
«В таких совпадениях и чудесах есть особый смысл, — говорит Юлия Комарова. — Как будто сама икона захотела напомнить о себе именно тогда, когда пришло её время. Ведь память живёт, пока мы к ней прислушиваемся».









