Опыт Новгородского музея представлен в рамках масштабного проекта «Музейные маршруты России»

13 мая 2022Новгородский кремльСобытия

13-14 мая Министерство культуры России проводит в Ленинградской области мероприятия в рамках масштабного проекта «Музейные маршруты России», целью которого является стимулирование туристических потоков. Основные мероприятия проходят в городе Волхов и на площадках Староладожского историко-культурного и археологического музея-заповедника. О вкладе Новгородского музея-заповедника в развитие туризма рассказала заместитель генерального директора Ольга Конюхова.

На пленарном заседании, посвященном  механизмам продвижения музеев, Ольга Конюхова выступила с докладом «Объединенный музей – это диверсификация усилий и возможностей». Новгородский музей-заповедник на сегодняшний день представляет собой одно из самых больших и уникальных музейных объединений в стране: на его балансе числится 130 зданий и сооружений, из них – 113 объектов культурного наследия, более сорока экспозиций и музеефицированных объектов. Большинство памятников, которые входят в список ЮНЕСКО, также находятся  в ведении музея-заповедника. Фондовая коллекция музея составляет один миллион предметов.

Объекты Новгородского музейного объединения расположены в шести городах области, а тематика экспозиций варьируется от залов иконописи (на сегодняшний день это самая большая экспозиция икон XI – XIX веков в России), декоративно-прикладного искусства и археологии до мемориальных домов писателей и домонгольских архитектурных памятников с монументальной живописью. 

При таком разнообразии шедевров особенно важно выстроить концепцию развития, которая бы способствовала узнаваемости и  посещаемости всех музейных объектов. Это требует как диверсификации усилий, так и поиска новых возможностей, которые зачастую открываются в сотрудничестве со смежными отраслями, требуют привлечения партнеров, создания новых продуктов. 

Ольга Конюхова поделилась с коллегами стратегиями развития музейных продуктов для различных аудиторий, которые помогают привлечь внимание как любителей групповых и индивидуальных академических программ, так и любителей семейного и корпоративного отдыха. В их числе: разработка ряда мероприятий, рассчитанных на туристский «несезон», в том числе праздники народного календаря и мероприятия для музейного делового и конгресс-туризма; социальный проект «Открытая пятница»; автобусные внутрирегиональные туры для продвижения своих объектов в районах области; «легендирование территории» через театрализованные образы Ганзейского Купца Готтлоба, гусляра Садко, Статского советника (в роли которых выступают экскурсоводы) и др.

«В целом могу сказать, что данные стратегии диверсификации усилий и возможностей работают эффективно. Это позволило за первые пять лет их применения (с 2010 по 2015 год) удвоить поток индивидуальных посетителей и заключенных договоров с турфирмами и поддерживать его на оптимальном уровне в настоящее время, несмотря на все перипетии современности» - резюмировала Ольга Конюхова.