Открытие Новгородского Музея Великого моста - уникального сооружения в уникальном городе
12 июня в Доме караульной команды путей сообщения открылась новая экспозиция Новгородского музея-заповедника «Музей Великого моста». Она посвящена истории самого древнего стационарного городского моста в России и его роли в жизни средневековой Новгородской республики.
– Дорогие новгородцы и гости нашего великого города, с праздником! – взял приветственное слово генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн. – На праздниках принято дарить подарки. И долгожданное открытие Музея Великого моста – это отдельный подарок Новгородского музея-заповедника любимому городу. Мы шли к этому с 2018 года. Я искренне благодарю автора замысла Айвара Степанова, кураторскую группу и выставочный отдел нашего музея. Все было сделано на высоком уровне в невероятно сложных условиях, когда наши специалисты буквально завалены проектами и госзаданиями. Но, несмотря ни на что, начиная с сегодняшнего дня, новая экспозиция будет радовать горожан и гостей Великого Новгорода.
Присутствовавший на церемонии открытия Музея Великого моста мэр города Александр Розбаум, поприветствовав присутствующих и поздравив их с Днём России, добавил:
– Сегодня, вручая государственную премию, наш президент, Владимир Владимирович Путин, назвал Новгород древней столицей, колыбелью Руси, истоком русского государства – это накладывает на нас определенную ответственность. Мы гостеприимны и всегда открыты. Приезжающие к нам гости возвращаются вновь, уже с родственниками и друзьями. Считаю это одним из главных критериев оценки нашей работы по благоустройству Великого Новгорода, которая движется в нужном направлении. Огромное спасибо работникам Новгородского музея-заповедника и лично его директору – Сергею Павловичу – за новую экспозицию, которая расскажет о многовековой истории артерии, связывающей Торговую и Софийскую стороны – новгородском мосте. Это мы, это наша история, наш фундамент – основа нашего будущего.
Точное время строительства Великого новгородского моста неизвестно, однако упоминания о мосте, который соединял Софийскую и Торговую стороны, содержит уже Новгородская Первая летопись. С XII века Великий мост перестраивался многократно. Это, в том числе, подтверждают и впечатляющие результаты подводно-археологических исследований, которые с 2005 года ведут новгородские археологи. В сложнейших условиях они исследуют дно Волхова в поисках древнейших опор моста.
– Новгородский мост – первый стационарный мост на территории Руси, – отметил ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Илья Хохлов. – Это не просто инженерное сооружение, хотя и с этой точки зрения он уникален. Известно, что в позднем средневековье здесь располагались торговые лавки и ремесленные мастерские. Мост регулярно попадал на страницы летописей. В основном в связи с какими-то катаклизмами: разрушениями, пожарами, наводнениями, ледоходами. В каком-то смысле это еще и сакральное место, так как раньше перед входом на мост располагалась часовня Чёрного креста. Таким образом, это сооружение играло заметную роль в жизни Новгорода. Конечно, он многократно перестраивался – деревянные мосты не очень долговечны. Новый музей посвящен в большей степени истории средневекового Великого моста, но мосты более поздних периодов не менее интересны и, как минимум, незаурядны. Эта экспозиция разнообразит представление о древнем Новгороде, которым мы так гордимся. Сегодня из бездны небытия возвращается еще одна грань новгородской истории.
Великий мост в XI-XVII веках связывал Кремль и Ярославово дворище, находящиеся по разным берегам реки Волхов в историческом центре Великого Новгорода. Позднее он был разрушен. За 19 лет подводных археологических исследований найдены два участка продолжительного существования мостов через реку Волхов. С XII по XIX век мост располагался на линии: главный ряд Торга – Пречистенские ворота Детинца.
– Древний мост был сложным инженерным сооружением, большим и весьма дорогостоящим, с очень длинными пролетами – не менее 16 метров. Длинный пролет из дерева – это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства, – отмечает Айвар Степанов, руководитель Новгородской подводно-археологической экспедиции, научный сотрудник Центра подводного археологического наследия ИА РАН и Центра археологических исследований Новгородского музея-заповедника, куратор экспозиции. – Замечу, что в средневековой Европе все уважающие себя столицы имели мосты. Так, например, было в Лондоне и Париже. Новгородский мост — единственный российский мост с тысячелетней историей. Конечно, после самого первого было много последующих, но все они – преемники, имеющие общую историю и этапы развития. И если современный мост имеет лишь функцию транспортной переправы, то его предшественники были гораздо более функциональны, начиная с обороны города и контроля за судоходством. Также мосты были центром торговли. Многие путешественники в своих путевых заметках упоминали новгородский мост, отмечая, что он такой же как в Лондоне или Амстердаме, только деревянный и уставлен домами-лавками, словно длинная улица.
На вопрос журналистов о казнях на мосту Айвар Владимирович ответил, что, помимо других многочисленных археологических находок, на дне под мостом также был обнаружен жернов (их вешали на шею особо опасных преступников) – как документальное подтверждение, что казни на мосту действительно проводились. Находка заняла почетное место в новой экспозиции.
Донные осадки в районе моста представляют собой культурный слой, подобный городским культурным напластованиям средневекового периода. Анализ культурных отложений позволил исследователям выделить хронологический период (с начала XV по начало XVII века) существования на мосту постоянной экономической деятельности – торга, существования мелких ремесленных мастерских. Собрана значительная коллекция артефактов ремесленного производства, торговли, общественно-политической деятельности. Среди находок – несколько тысяч предметов церковной утвари и быта, украшений, монет и других раритетов XII-XVII веков, а также остатки деревянных конструкций моста, которые датируются XII веком. Именно эти ценности и стали основой экспозиции Музея Великого моста.