Музей Великого моста
Исторический музей
С 10:00 до 17:30, перерыв с 13:30 до 14:00
Выходные – понедельник, вторник; санитарный день – последний четверг месяца
6 ноября - выходной день.
+79217309392 (информационный центр)
+79212073770 (заказ экскурсий)
заказ экскурсий: museum.nov@mail.ru
Софийская набережная, 1
Купить билеты- Время на осмотр30 минут
- Доступная средаНарушения слуха (при условии сопровождения)Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
Стоимость билетов
Как добраться
- 58.520879, 31.278383
О музее
Дом караульный команды путей сообщения, XIX век – объект культурного наследия регионального значения.
Об облике первоначального здания можно судить по фотографиям начала XX в. Это было двухэтажное прямоугольное в плане здание (меньше современного), расположенное длинной стороной к мосту и перекрытое двухскатной крышей. При устройстве нового моста по проекту инженера Г. Соловьева, закончившегося в 1902 году, караульный дом не перестраивался, по крайней мере, до 1911 г. Однако в скором времени его размер увеличили, сделав пристройку с северной стороны и развернув конек крыши.
Во время Великой Отечественной войны здание пострадало и было восстановлено к концу 1940-х гг. В конце 1950-начале 1960-х гг. проводилось укрепление северной стены металлическими тяжами. Деформации могли быть связаны с разновременностью строительства частей задания.
В 1986-1988 гг. при строительстве пешеходного моста по проекту «ЛенПромТранс» был повышен уровень площадки со стороны моста, которая была покрыта гранитными плитами. С площадки устроена гранитная лестница вдоль восточного фасада дома и ограждение из гранитных блоков по сторонам южного фасада.
В 1990-х гг. проведены работы по укреплению конструкций здания, произведена перепланировка помещений, косметический ремонт фасадов и интерьера, заменены заполнения проемов, сняты печные трубы. В здании разместился отдел реставрации и капитального ремонта Новгородского музея-заповедника.
В 2001 г. выполнен капитальный ремонт здания. Косметический ремонт фасадов здания проводился в 2009 г. В 2012 г. разработана научно-проектная документация на реставрацию и приспособление памятника для создания будущего музея.
Экспозиция посвящена истории самого древнего стационарного городского моста в России и его роли в жизни средневековой Новгородской республики.
Точное время строительства Великого новгородского моста неизвестно, однако упоминания о мосте, который соединял Софийскую и Торговую стороны, содержит уже Новгородская I летопись. С XII века Великий мост перестраивался многократно. Это, в том числе, подтверждают и впечатляющие результаты подводно-археологических исследований, которые с 2005 года ведут новгородские археологи. В сложнейших условиях они исследуют дно Волхова в поисках древнейших опор моста.
Древний мост был сложным инженерным сооружением, большим и весьма дорогостоящим, с очень длинными пролетами – не менее 16 метров. Длинный пролет из дерева – непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был высокий уровень архитектурного мастерства.
Великий мост в XI-XVII веках связывал Кремль и Ярославово дворище, находящиеся по разным берегам реки Волхов в историческом центре Великого Новгорода. Позднее он был разрушен. За 19 лет подводных археологических исследований найдены два участка продолжительного существования мостов через реку Волхов. С XII по XIX век мост располагался на линии: главный ряд Торга – Пречистенские ворота Детинца. Донные осадки в районе моста представляют собой культурный слой, подобный городским культурным напластованиям средневекового периода. Анализ культурных отложений позволил исследователям выделить хронологический период (с начала XV по начало XVII века) существования на мосту постоянной экономической деятельности – торга, существования мелких ремесленных мастерских. Собрана значительная коллекция артефактов ремесленного производства, торговли, общественно-политической деятельности. Среди находок – несколько тысяч предметов церковной утвари и быта, украшений, монет и других раритетов XII-XVII веков, а также остатки деревянных конструкций моста, которые датируются XII веком. Именно эти ценности и стали основой экспозиции Музея Великого моста.