Победитель Чесмы. Возвращение на Родину. Возвращение в семью

В усадебном доме графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» прошла презентация портрета графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского работы Иоганна Фридриха Августа Тишбейна. Спустя 33 года, портрет сподвижника Екатерины II  и блестящего русского флотоводца, победителя Чесменской баталии, вернулся из заграницы на Родину.

– Возвращение в Россию стало тем более щемящим и трогательным, потому что это возвращение домой, в широком и самом прямом смысле этого слова. В дом Анны Алексеевны Орловой вернулся портрет ее отца, графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. В этот год, который объявлен Годом семьи, в год 60-летнего юбилея Витославлиц, в год полного открытия после реставрации дома Анны Алексеевны, мы возвращаем домой победителя Чесмы, одного из величайших русских флотоводцев, – подчеркнул генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн.

Картина была приобретена благодаря финансовой поддержке группы компаний «Черноголовка», попечителя Новгородского музея-заповедника. Как сообщил Сергей Брюн, несмотря на международную обстановку, российским меценатам все еще доступны пути легального приобретения и ввоза предметов искусства.

Портрет находился в частной коллекции господина  Жан-Луи Гуро – французского писателя, публициста, издателя, сценариста, мецената и путешественника. Владелец купил картину в 1991 году в Москве у коллекционера Александра Финкельштейна, члена Национального союза библиофилов. Как рассказала на презентации советник генерального директора Наталья Гормина, она давно знакома с господином Гуро. В ходе беседы о готовящейся к открытию экспозиции, французский коллекционер рассказал об имевшемся у него портрете. Сотрудники музея и меценаты приложили все усилия, чтобы возвращение картины на Родину стало возможным.

Для собрания Новгородского музея-заповедника портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского имеет первостепенное значение.

– Это событие очень важно не только для музея, но и для всего научного сообщества, – подчеркнула Ирина Васильева, заведующий отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций, искусствовед, куратор и автор готовящейся экспозиции. – Мы вводим в культурно-исторический и научный контекст портрет авторства Иоганна Фридриха Августа Тишбейна, о котором не знала не только широкая публика, но даже и круг исследователей, которые занимаются этой темой. Произведений этого художника в собраниях отечественных музеев практически нет. Он был директором Академии изящных искусств в Лейпциге, работал во всех европейских странах, а в Россию приехал в 1806 году по семейным делам и задержался на три года, выполняя не так много заказов.

Произведения известного немецкого художника-портретиста, представителя классицизма, хранятся в собраниях Амстердамского, Ганноверского, Гаагского, Лейпцигского музеев и Берлинской национальной галерее. Несколько работ Тишбейна представлено в Государственном  Эрмитаже.

Как отметил директор Новгородского музея-заповедника, русская культура без русских меценатов не существует. Это уже неоднократно подтвердилось благодаря совместной работе с Попечительским советом музея.

  • Презентация портрета графа А.Г. Орлова-Чесменского работы Иоганна Фридриха Августа Тишбейна (2)