Последние новости из мира новгородской археологии
К радости археологов и всех интересующихся историей Великого Новгорода, исследование культурного слоя древнего города приносит свои плоды!
В рамках августовских работ на Троицком-XVI раскопе особый интерес вызвал сруб №47 — большой пятистенок, сохранившийся на четыре венца и датируемый периодом с середины до конца XII века. Изначально он был обнаружен в 2021 году.
В ходе изучения участка выяснилось, что в доме находились две печи: на первом и втором этажах. Развал печи, зафиксированный археологами, является обрушенной конструкцией второго яруса, рухнувшей в результате крушения или разборки здания.
На данный момент в срубе найдено более 600 артефактов, значительная часть которых представляет собой женские ювелирные изделия. Среди находок — колты из свинцово-оловянного сплава (подражание серебру), привески к ряснам, перстни, браслеты и даже элементы золотых украшений.
Особую ценность имеет обнаружение в срубе берестяной грамоты №1234, второй по счету в этом сезоне на Троицком раскопе. Предположительно, она была разрезана в Средневековье. В ближайшее время археологи приступят к разбору каменного завала, под которым может находиться продолжение комплекса украшений и, возможно, оставшаяся часть берестяного документа.
По словам начальника раскопа Виктора Сингха, исследуемый участок являлся частью жилой усадьбы представителей элиты древнего Новгорода, людей, которые имели высокий социальный и имущественный статус. Об этом говорят многочисленные актовые свинцовые печати, найденные археологами. Более того, свидетельства двухэтажной застройки встречаются нечасто, что тоже подтверждает зажиточность тех, кто владел усадьбой в XII веке.
«В нормальных условиях здесь нужно копать в течение трех сезонов, то есть приблизительно девять месяцев. За это время можно качественно, но достаточно интенсивно закончить изучение трех метров культурного слоя. Участки Людина конца Великого Новгорода заслуживают трепетного, скрупулезного исследования, потому что мы имеем дело с элитным кварталом средневекового Новгорода — именно отсюда происходит большая часть домонгольских берестяных грамот», — отметила Ольга Тарабардина, руководитель Центра археологических исследований Новгородского музея-заповедника.




