Состоялась презентация монографии по истории иноконфессиональных христианских общин

21 июня 2022Музей изобразительных искусствРоссийское историческое общество

8 июня в конференц-зале Музея изобразительных искусств состоялась презентация монографии доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника, члена Учёного совета СПбИИ РАН Вадима Мусаева «Иноконфессиональные христианские общины на Северо-Западе России в 1900-1930-е гг». Мероприятие организовано Санкт-Петербургским институтом истории РАН и кафедрой теологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого на базе Новгородского музея-заповедника при поддержке Российского исторического общества. В зале собрались сотрудники музея, преподаватели университета, духовенство.

Митрополит Новгородский и Старорусский Лев отметил, что выход монографии по истории иноконфессиональных христианских общин, особенно в современных условиях, – значимое событие:

- На территории Новгородской области до революции было два католических храма. Этих переселенцев поначалу опекало православное духовенство. Помимо двух костелов была и лютеранская кирха. Новгород исторически был площадкой, где встречались Запад и Восток. Уживались мирно. Культура взаимоотношений была очень важна в послереволюционный период, когда выпады государства были в первую очередь на православную церковь. Эти гонения на веру вылились в высылки священников на Соловки. Данная монография поможет людям понять, как происходила борьба с религией. Издание значимо еще и потому, что мы живем в многонациональной, многоконфессиональной стране, а Россия всегда отличалась миролюбивым отношением к представителям всех конфессий.

Представляя свою монографию, Вадим Мусаев рассказал:

– Я занимаюсь этноконфессиональными проблемами в регионе вокруг Балтийского моря: Северо-Запад России, Финляндия, Прибалтика, Польша. Это восьмая моя монография. Проблемы конфессиональной истории во многом интересны, тем более что в советский период в этой области был существенный пробел. Обращаясь к этой теме, я старался восполнить эти белые пятна. У меня еще вышла монография по истории православия в Финляндии – получилась некая дилогия. Инославными раньше назывались христиане не православные, а иноверцами — не христиане. Но сегодня эти термины выглядят архаично. Речь в монографии идет о евангелическо-лютеранских, римско-католических и свободных протестантских общинах. Меня привлёк Северо-Западный регион (по старому определению: Санкт-Петербургская, Новгородская, Псковская губернии) именно потому, что здесь было инославия больше, чем где-либо. В Новгородской и Псковской губернии численность инославных была меньше, чем в Петербурге, но тоже немалая, особенно с середины девятнадцатого века, когда усилилось переселенческое движение из Прибалтики. В Псковской и Новгородской губернии было основано немало эстонских и латышских колоний, в Новгороде существовал и лютеранский приход.

Автор изучил такие малоисследованные вопросы, как особенности государственной политики по отношению к религии и церкви на разных исторических этапах, межконфессиональные отношения, биографические сведения о церковных деятелях и религиозных активистах.

— Я рассматривал динамику государственной политики по отношению к различным иностранным общинам, — поделился автор монографии. — Положение общин было неодинаковым в различные периоды и зависело от конъюнктуры, как в имперский период, так и в советское время. В 30-е годы характерны ранее не замечавшиеся проявления солидарности между представителями разных конфессий. Общая беда их сплачивала: были времена, когда католики заступались за православных и наоборот. Это трудно представить в имперское время.

Работа базируется на широком круге архивных документов, отечественной и зарубежной научной литературы.