Уникальные фрески из Новгородского музея-заповедника на рахманиновской выставке в Третьяковской галерее

27 октября 2023Новгородский кремльВыставки

26 октября в Москве в Государственной Третьяковской галерее Российский национальный музей музыки совместно с Государственной Третьяковской галереей, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, представит выставочный проект к 150-летию со дня рождения выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова. Среди наиболее ярких экспонатов выставки –  и уникальные фрески из Новгородского музея-заповедника. Посетители увидят пять фресковых композиций из церкви Спаса Преображения на Ковалеве: «Сретение», «Диакон», «Священномученик», «Мученик старец», «Неизвестный святой». 

Основная задача выставочного проекта «Сергей Рахманинов: «Я – русский композитор» – создать эмоциональную атмосферу и предоставить возможность посетителям погрузиться в тот мир, который вдохновлял композитора. Это, во-первых, русские пейзажи – магия родной земли. Во-вторых, круг общения, в который входили известнейшие творцы "серебряного века". Наконец, это культурный пласт, который был накоплен Россией к моменту формирования гения Сергея Рахманинова, и лег в основу его творчества.

Индивидуальность Рахманинова раскрывается через его личные вещи, которые оживают в окружении произведений изобразительного искусства, музыки и поэзии, созданных тем русским миром, с верой, традициями и культурным багажом, который был так дорог Рахманинову.

Экспозиция представляет собой попытку заглянуть во внутренний мир Сергея Рахманинова, который тот транслировал через душу в руки, и от сердца к сердцу. Внутренний мир – всегда тайна, но можно постараться увидеть то, чем вдохновлялся великий творец. Красота, радость и одновременно трагизм, смятение. Впечатления, опыт и чувства он переосмысливал и передавал музыкальными произведениями, как в качестве композитора, так и как исполнитель и дирижер. Глубокие эмоциональные и философские переживания, свойственные его гению, нашли и продолжают находить безусловный отклик, потому что в них кроются самые глубинные вопросы человечества к мирозданию и стремления к их постижению.

Посетители  встретятся с образом Рахманинова сразу на входе в экспозицию. Он предстает перед зрителями закрывающим лицо руками. Эта фотография сделана за границей в годы эмиграции композитора, где он, оказавшийся в «новом» мире, надолго перестает писать, и известен в большей степени, как выдающийся пианист. Момент, когда мы его застаем – это триумф. Всемирная известность. Признание. Вспышки камер, от которых хочется спрятаться. Руки, закрывающие лицо, – жест, содержащий глубинный смысл: у Рахманинова руки – зеркало души и всей душой он с Россией. Он закрывается от яркого света вспышек и огней большого города Нью-Йорка. Его взгляд обращен вовнутрь, к воспоминаниям, к прошлому, к пережитому, к тому бескрайнему вдохновению, которое было получено на родной земле. 

Драматургия выставки строится на противоположностях.

Первый важный для осознания зрителем момент - это тот факт, что Сергей Рахманинов, будучи необыкновенно популярным в «новом» мире XX века, остается в своем творчестве верен «старому» миру. И красота, и полнота этого «старого» мира ассоциируется у него в первую очередь с Россией  XIX века - той, которая осталась у него в памяти в годы эмиграции.

Второй ключевой посыл выставки заключается в том, что Рахманинов сам по себе представляет собой человека, соединяющего в себе два мира. С одной стороны, холодная и бесстрастная внешне маска; руки, закрывающие лицо; очки, как ещё один блок; жизнь по часам и режимность; сентиментальность и где-то трагичность натуры. С другой стороны, необыкновенная внутренняя энергия, которая транслируется в его произведениях; дружелюбие, семейственность и смешливость; стремление к свободе и необыкновенное наслаждение от движения (моторики), будь то игра на фортепьяно, езда на автомобиле, да и тема путешествия в целом. Рахманинов одновременно радуется красоте мира и погружен во внутренне-философские искания. В его музыке много непостижимой тайны – потустороннего. 

Выставка будет работать по 28 января 2024 года.