В Москве открылась выставка, посвященная восстановлению разрушенных в годы Великой Отечественной войны трех архитектурных новгородских жемчужин
28 апреля в Москве Музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с Новгородским музеем заповедником при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представили масштабный выставочный проект «Восстает во славе», приуроченный к 80 ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Выставка посвящена истории изучения и послевоенного восстановления памятников архитектуры Великого Новгорода, разрушенных во время войны: трёх храмов, ярких образцов древнерусского зодчества – Спаса Преображения на Нередице XII века, Успения Богородицы на Волотовом поле XIV века и Спаса Преображения на Ковалёве XIV века. Храмы представляли собой не только уникальные произведения новгородской архитектурной школы, но и ценнейшие памятники новгородской монументальной живописи, восстановление которых продолжается и сегодня.
В этот год каждый музей в нашей стране готовит проект, а может и не один, к 80-летию Великой Победы. У каждого музея свой взгляд на эту тему. Выставка «Восстает во славе» тоже имеет свой особый ракурс.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева, открывая выставку, отметила, прежде всего, потрясающую эмоциональность проекта:
— Утраты в Великом Новгороде были невероятные, фактически перестал существовать город. Но, тем не менее, именно трудами Алексея Викторовича Щусева и команды Музея русской архитектуры совместно с реставрационными мастерскими Новгорода и реставраторами монументальной живописи Великого Новгорода были возрождены эти храмы. И дело не только в этом труде. Дело в самом принятии решения, потому что потери были настолько велики, что даже выдающиеся специалисты, например, Игорь Эммануилович Грабарь, считали, что Новгород восстанавливать не нужно. Нужно законсервировать руины и на новой территории поставить областной центр. Именно энтузиазм и стремление увидеть любимый город живым Алексея Викторовича Щусева дали старт этим работам. Поэтому сегодня мы совместно рассказываем о великом свершении, которое было начато в 1944 году, летом, когда состоялось первое заседание комиссии по восстановлению Новгорода, и продолжается до наших дней.
В церемонии открытия приняли участие: Елена Харламова, директор Департамента музеев и циркового искусства Министерства культуры Российской Федерации, Елена Кирилова, заместитель Председателя Правительства Новгородской области, Анатолий Оксенюк, заместитель директора Музея архитектуры имени А.В. Щусева по научной работе, куратор выставки и Сергей Брюн, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, куратор выставки.
С исключительно проникновенным приветствием обратился к гостям Сергей Брюн:
— Наверное, действительно не зря эта страшная война, пришедшая на нашу землю, Великая Отечественная война, и Вторая мировая война в Европе, закончились как раз в мае, в пасхальные дни, под колокольный звон, когда стихли снаряды. Потому что в этом празднике есть что-то бесконечно пасхальное, потому что это тема жертвы во имя жизни. Это слова Христа о том, что нет большей любви, чем положить душу свою за други своя… У нас родина России – это Новгород, который является образом живого воскресения, обагренного кровью и потом, местом воинского подвига и подвига трудового. Над всем этим возвышаются три красавицы, три, казалось бы, угасшие, но вновь восставшие русские свечи – три церкви: Волотово поле, Ковалево и Спас на Нередице. Нередица – эта та самая церковь, о которой Михаил Матусовский писал: Не снится это мне сейчас, не бредится, Иль это впрямь вершится Страшный Суд, Фашисты бьют по Спасу на Нередице, Какой уж день подряд фашисты бьют… Про ангелов, которые взлететь не в состоянии, про Христа, которого убивают на глазах у Богородицы, буквально в образе сколотых, уничтоженных, но собранных заново ликов Христа и в Ковалево, и в Волотово… Есть очень много лиц у Великой Отечественной войны: это лица наших бабушек и дедушек, лица жертв, обращенных в пепел в Бухенвальде и Аушвице, лица расхищенных и возвращенных памятников. Эта выставка – история обретения, потери и повторного обретения путем веры и труда этих памятников, без которых нельзя себе представить византийское и древнерусское искусство, православное, христианское искусство, да и в целом Россию, не только Новгород.
Финальным аккордом звучат на выставке слова новгородского реставратора Тамары Анисимовой, по крупицам, из мельчайших осколков разрушенных фресок собирающей заново живописные росписи древнерусских храмов. Она написала их после посещения выставки на стене, будто на рейхстаге:
«Не все потери войны безвозвратно потеряны. Верьте. Трудитесь. Любите».





