В Новгородском музее-заповеднике откроется выставка к 135-летию Евгении Эвенбах
15 мая в 16 часов в конференц-зале в Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) откроется выставка «Новгород в творчестве Е.К. Эвенбах (1889-1981)». Выставка приурочена к 135-летию известного ленинградского живописца и графика Евгении Константиновны Эвенбах.
Новгородский музей-заповедник располагает небольшим, но имеющим несомненную историко-культурную ценность комплексом работ Е.К. Эвенбах. Прежде всего, это довоенные копии уникальных росписей новгородских храмов Спаса Преображения на Ковалеве и Успения Богородицы на Волотовом поле. Кроме того, это цветные автолитографии, созданные Е.К. Эвенбах на основе этюдов 1920-х годов, представлявших виды Новгорода и его памятники. В музее хранятся детские книги «Гуси» (1970) и «На реке» (репринтное издание 2017 года) с иллюстрациями, выполненными по «новгородским впечатлениям», а также ряд каталогов выставок, на которых были представлены ее произведения. Состав экспозиционного материала дополняют редкие фотографии 1910-х – 1930-х годов, запечатлевшие памятники Новгорода и украшавшие их настенные росписи, а также виды самого города, облик и быт которого так покорил Е.К. Эвенбах в начале 1920-х годов и который стал «фундаментом» всего ее творчества.
Выставка, посвященная творчеству Е.К. Эвенбах, проводится в Новгородском музее-заповеднике впервые.
Евгения Эвенбах получила профессиональное образование достаточно поздно. В 1907 году окончив Екатеринославскую 1-ую Городскую женскую гимназию, она только в 1910 году смогла поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Она занималась у Николая Рериха, Аркадия Рылова, Яна Ционглинского. Во время Первой мировой войны Евгения Эвенбах работала в госпиталях в Иркутске, Петербурге и на Северо-Западном фронте. После войны она продолжила обучение в Петроградских свободных художественных мастерских (бывшее Высшее художественное училище при Академии художеств), параллельно училась в Петроградском университете на отделении истории искусства. Летом 1920 года в соответствии с индивидуальным планом занятий Е.К. Эвенбах впервые посетила Новгород, где занялась изучением и копированием фресок, продолжившимся затем в памятниках Киева, Чернигова, Ферапонтова монастыря и Грузии. Облик Новгорода вдохновил ее и на создание акварельных этюдов, запечатлевших храмы и монастыри, городские пейзажи и бытовые сцены.
В 1923 году Е.К. Эвенбах подготовила «под впечатлением новгородских пейзажей» иллюстрации к русской народной сказке «Гуси», а через год - серию рисунков «Рынок», для которой Евгений Шварц написал текст. Именно «Рынок» привлек внимание мастера книжной графики Владимира Лебедева, пригласившего Евгению Эвенбах в Госиздат. Она создавала рисунки к детским «производственным» и анималистическим книгам, сказкам и вновь обращалась к новгородским впечатлениям: «Весь быт, облик Новгорода натолкнул меня на другую книжку – голубую «На реке» …». Изданная в 1928 году книга стала не только творческим достижением самой Е.К. Эвенбах, но и значительным явлением в истории книжной графики. Кроме того, она подготовила циклы иллюстраций к букварям и первым изданиям для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые также были признаны лучшими образцами художественного оформления книг.
В начале Великой Отечественной войны Е.К. Эвенбах находилась в блокадном Ленинграде, а в 1943 году была эвакуирована на Алтай. Она вернулась в 1946 году и вскоре стала преподавать на графическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. В послевоенные годы она вновь посетила Новгород, сделав лишь несколько набросков разрушенного города. Вполне закономерным стало ее обращение к новгородским этюдам 1920-х годов, на основе которых она создала в конце 1960 – начале 1970-х годов ряд цветных автолитографий, увековечивших древний Новгород и его памятники до катастрофических разрушений в 1941-1944 годах.
Значительное место в позднем творчестве Е.К. Эвенбах занимали масштабные выставочные проекты, сопровождавшиеся каталогами и подводившие итоги ее многолетней деятельности. Прежде всего, это экспозиция «Искусство народов Амура» (1959), в состав которой вошли собранные ею предметы быта и народного искусства, а также офорты, посвященные людям и природе этого края. В 1963 и 1974 годах состоялись персональные выставки работ Е.К. Эвенбах, представившие различные направления ее деятельности, весь диапазон творческих интересов и многообразие технических приемов: копии древнерусских росписей, иллюстрации, портреты, пейзажи, виды городов, бытовые сцены; живописные работы, акварельные этюды, рисунки итальянским карандашом и тушью пером, офорты, автолитографии.
В настоящее время произведения Е.К.Эвенбах и исполненные ею копии древнерусских росписей хранятся во многих музейных собраниях: Научно-исследовательском музее Российской Академии Художеств, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре и ряде других.
Выставка будет работать по 2 сентября.