В «Витославлицах» после комплексной реставрации открылась центральная деревенская улица

29 июля 2022ВитославлицыРеставрация

С 29 июля Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», филиал Новгородского музея-заповедника, можно увидеть без ограждений и реставрационных лесов. Вся территория музея под открытым небом доступна для посетителей.

- Практически завершена пятилетняя комплексная реставрация, - рассказала заведующая филиалом Олеся Гаврилова. - Но это не мешает нам открыть доступ в самые потаенные уголки. Уже сейчас посетители могут прогуляться по любой дорожке и увидеть музей во всей обновленной красе. Выйти к церкви Успения из села Курицко, по Фотиевой дороге добраться до ветряной мельницы. И, конечно же, стала доступной центральная деревенская улица.

Напомним, что за время проведения реставрационных работ в музее были обновлены не только памятники деревянного зодчества, но и  появились новые архитектурные, архитектурно-археологические объекты показа. Особое внимание было уделено каменным постройкам усадьбы Анны Орловой-Чесменской, восстановлен сад и реконструированы малые садово-парковые архитектурные формы на первую половину XIX века.

Одновременно с этим реэкспозиции подверглись интерьеры крестьянских изб. В избе Екимовой из деревни Рышево Новгородского района Новгородской области открыта экспозиция «Деревенские праздники новгородских крестьян (конец XIX – первая треть XX вв.). Изба была первой жилой постройкой в Центральном Притрактово-Мстинском секторе МНДЗ «Витославлицы», приобретенной для музея в 1969 году. Постройка датируется 1882 годом, в то время д. Рышево входила в состав Бронницкой волости Новгородского уезда.

В экспозиции представлены предметы, иллюстрирующие полный цикл праздников церковного года в новгородских деревнях. Убранство избы, реалистичные муляжи праздничной трапезы, инструменты крестьянского труда, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами, домашним обиходом дают представление о народной культуре.

В избе Туницкого из деревни Пырищи Крестецкого района открыта экспозиция «Хозяйство и быт новгородского крестьянина (осенний период)». Избе Туницкого, построенной в 1870-е – 1890-е годы, присущи все характерные особенности домов Притрактово-Мстинского региона: высокий подклет, галерея-прикролек, двухъярусный двор и передок. В передке стоят транспортные средства (телега, дровни-розвальни), на стене висит конская упряжь. Крутая лестница ведёт в сени, отсюда хорошо виден холодный хозяйственный двор с двумя помещениями-хлевами, расположенными внизу. В холодном хозяйственном дворе представлены предметы, рассказывающие о том, как крестьяне ухаживали за домашним скотом, переведенным на стойловое содержание, а также земледельческие орудия труда. Центральную часть сенника занимает комплекс предметов, связанных с битьем масла из семян льна и конопли.

В жилой части находится массивная топившаяся по-чёрному печь. Возле печи размещается печная утварь. Перегородка отделяет жилую часть от кухни. Полати, лавки, полки-полавочники, защищавшие стены от копоти и сажи, встроенные лавки являются основными элементами жилища. В экспозиции, в дополнение к встроенным лавкам, представлены скамейки, стул, два стола (кухонный и обеденный, стоящий по традиции в красном углу), два сундука, табурет. Эти предметы мебели были характерными для обстановки избы крестьянина среднего достатка. На столе особое внимание уделяется хлебу (муляж) и корытцу для разделки мяса. Резал хлеб и крошил мясо, как правило, хозяин, этим подчёркивается главная роль главы семьи как хозяина – большака.

Впервые в истории музея здесь создан экспозиционный рассказ о мелочных лавках, характерных для притрактовых жилых домов.

В избе Шкипарева из деревни Частова Новгородского района создана экспозиция «Изба крестьянина летом». Тоже впервые экспозицию было решено сделать интерактивной. С помощью реплик этнографических предметов каждый посетить сможет в прямом смысле соприкоснуться с народной культурой. Тактильное и игровое наполнение позволяет выполнить действия повседневного хозяйствования.

Дом был построен в 1880-х годах. В 1975 – 1976 годах по проекту архитектора-реставратора Леонида Красноречьева дом отреставрировали в его первоначальных формах как избу, которая топилась по-чёрному.

В сени ведёт крутая лестница, откуда виден холодный хозяйственный двор с двумя помещениями-хлевами, расположенными внизу. В отличие от других домов, представленных в центральном секторе, здесь отсутствует передок (каретник). В таких случаях транспортные средства хранились на улице, в холодном дворе, поднимались на сенник и заваливались сеном. Эта традиция отражена в экспозиции. На сеннике, предназначенном, прежде всего, для хранения заготовленного сенного запаса, показан фрагмент сеновала с типичным для летнего времени местом сна и отдыха.

В холодном хозяйственном дворе представлены орудия, которые использовали во время жатвы озимой ржи - серпы и косы, к которым прикрепляли так называемые гребенки, полотна. Новгородские крестьяне жатву начинали в последних числах июля. Летний рабочий день длился около семнадцати часов. Летнее время – тяжелая для крестьян пора. В экспозиции запечатлён момент утреннего отъезда взрослых на жатву. Дети остаются дома, но они тоже были заняты работой: рубили траву, ботву для поросенка и птиц, следили за курами, пасли гусей и уток, бегали в лес за лесовиной – ягодами и грибами, ловили рыбу, сидели в няньках. В экспозиции через предметный ряд раскрывается тема воспитания детей в семье.

Также посетители смогут увидеть убранство часовни Марии Магдалины. Памятник был обнаружен экспедицией Новгородского музея в 1974 году на западной окраине деревни Малышево, ранее входившей в состав Устюженского уезда Новгородской губернии. В 1981 году часовня решили перевезти в музей под руководством архитектора  Леонида Красноречьева.

Посвящение часовни долгое время оставалось неизвестным. Позднее, уже в ходе этнографических экспедиций музея в Пестовский район, были получены сведения об обетном характере часовни и посвящении Марии Магдалине. В часовне из внутреннего убранства сохранились резной одноярусный рамный иконостас с иконами в окладах, два кандила XIX века и две брусовых полки в юго-западном углу, которые использовались для установки икон, хранения книг и свечей и прочих нужд. Подлинные оклады XIX века в иконостасе представляют широко бытовавшую традицию обкладывания ризами икон. Автор проекта реставрации Леонид Красноречьев датировал ее XVIII столетием по конструктивным и техническим признакам.

Для определения даты рубки часовни в 2022 году было выполнено дендрохронологическое исследование Институтом географии РАН. Заготовка основного количества бревен была произведена в 1814 году.  Следовательно, строительство часовни можно отнести ко второй половине 1810-х годов.

Для осмотра ранее отреставрированных памятников и новых экспозиций на территории «Витославлиц» действует единый входной билет, который также можно приобрести по Пушкинской карте.