Возвращение святыни: древний крест XII века готовится к выставке в обновлённой Надвратной башне Гостиного двора
В реставрационных мастерских Новгородского музея-заповедника завершаются работы над одним из редчайших памятников древнерусского искусства — деревянным выносным крестом XII века. После реставрации он станет одним из центральных экспонатов новой выставки в Надвратной башне Гостиного двора — памятнике архитектуры, включённом в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Крест из Михаило-Архангельской церкви: свидетель XII века
История этого креста уходит корнями в глубь веков. Он происходит из церкви Архангела Михаила, главного храма Загородского конца Новгорода, и первое упоминание о нём в летописи относится к 1187 году:
В праздник Собора Архангела Михаила «пришедшим со кресты от святыя Софии ко святому Михаилу Архангелу на Михайлову улицу и поющим девятую песнь (канона) и шибе гром и молния, и падоша ниц вси людие, и загореся церковь древяная: но своею милостию, соблюде Бог молитвами святого Архангела Михаила и святителя Григория, не бысть беды никоея же церкви».
С тех времён крест стал не только святыней, но и свидетелем духовной истории Новгорода, символом его небесного покровительства.
Символ веры и художественного мастерства
Размеры и общий тип креста соответствуют византийскому кресту XI- XII вв., исторически связанному с Новгородом. На Руси сохранились всего несколько Константиновских запрестольных пятидисковых крестов – три из них хранятся в Новгороде, один – в Москве. Новгородский крест деревянный четырехконечный, вытянутый по вертикали - верхний конец по размерам превосходит нижний, по концам расположены круглые диски, символизирующие небесную сферу и вечность.
Считалось, что четыре конца креста указывают на стороны света, а диски — на всеобъемлющее присутствие Христа в мире.
Позднее, на рубеже XIII–XIV веков, крест был поновлён — его украсили серебряными пластинами с чеканными изображениями, выполненными в технике басмы. На обеих сторонах изображены одинаковые композиции: в центре — распятый Христос, выше — Спас Вседержитель, ниже — Святой Георгий Победоносец и Спас Нерукотворный.
Эта вертикальная ось образов воплощает идею пути от земного страдания к небесной славе. В таком декоре - принцип «магического» удвоения композиций, увеличивающих их символическое значение. Он сокращает число сюжетов, но в определенном смысле повышает сакральный статус предмета: при выносе за пределы храма, в городском пространстве, две стороны креста оказывались равнозначными и оказывали равное воздействие на все стороны света.
Судьба креста
История креста неразрывно связана с судьбой Новгорода.
Во время Великой Отечественной войны он был одним из первых предметов, которые сотрудники музея вывозили в эвакуацию — без упаковки, без ящиков, лишь бы спасти святыню от гибели.
Крест благополучно вернулся в Новгород в 1945 году и с тех пор хранится в фондах музея.
Сегодня реставраторы возвращают ему первоначальный облик — очищают поверхность, укрепляют древнюю деревянную основу и поновляют декоративный слой.
После завершения реставрации крест займёт почётное место в обновлённой экспозиции.
Новая жизнь Надвратной башни
Надвратная башня Гостиного двора — уникальный памятник XVII века, возведённый московским зодчим Гурием Варфоломеевым.
В 2025 году завершилась её масштабная реставрация, и теперь музей готовит здесь новую выставку, посвящённую христианским древностям Новгорода.
Экспозиция займёт три зала и объединит около 300 памятников — от икон и археологических находок до предметов медного художественного литья и храмовой утвари.
Выносной крест XII века станет её духовным и композиционным центром, связующим времена и судьбы, веру и историю.
Выставка в Надвратной башне Гостиного двора откроется в 2026 году. Крест XII века станет её сердцем — напоминанием о тысячелетней духовной истории Великого Новгорода и о той силе, с которой музей хранит и возвращает к жизни древние святыни.



