Выставка автолитографий Константина Богаевского

С 22 июня в Музее изобразительных искусств (пл. Победы – Софийская, 2) работает выставка «К.Ф. Богаевский – художник Киммерии». На выставке экспонируется 20 листов из Альбома автолитографий Константина Богаевского – уникального издания 1923 года. Представленный Альбом К.Ф. Богаевского по праву считается одним из лучших изданий в графике 1920-х годов. Альбом чрезвычайно редок, так как половина тиража сразу была отправлена Государственным издательством за границу. Каждый лист – это композиция-фантазия, пейзажный образ прошлого Земли. Тема этих литографий – мироздание и судьба Земли интересовали художника и раньше. Но после революционных потрясений, еще не оконченных социальных борений, эта тема обрела особый смысл. Искусство Богаевского всегда говорило вечными категориями: судьбы народов, судьбы культуры и на сей раз нашли свое выражение.

Художник воспринимал пейзаж Крыма как арену многовековой истории, таящей в себе вечную загадку и дающей «все новые разбеги для мечты и для догадки». Он, выросший на земле древней Киммерии, как никто другой ощущал живое дыхание истории. И особенно важно то, что в его произведениях прошлое и настоящее всегда объединены вечным, космическим смыслом. На первый взгляд, кажется, что все взоры и помыслы художника обращены в глубину веков. Но запечатленные им величественные курганы, подземные склепы, бесчисленные греческие и христианские надгробия на пустынной Киммерийской земле, покрытой могильными холмами и фундаментами древних городов – это не только образы и свидетельства минувших эпох.

Особое звучание наполняет лист «Атлантида»: легендарная страна представляется величественной, но мертвой землей, пережившей катастрофу планетарного масштаба. Ей вторит и другая работа «Ванитас» (с латинского «vanitas» буквально переводится как «суета, тщеславие»), которой дано название одной из пяти «вечных» тем классического искусства, напоминающей о бренности земной жизни. Эффектная композиция «Ночь» воссоздает философию одной из наиболее известных картин Богаевского – «Звезда Полынь». В черно-белом рисунке мощно ощущается такое же холодное свечение планеты, замораживающее острыми лучами безжизненную землю. Каменистое нагорье, будто не может пробудиться от магического света звезды. Безлюдный пейзаж, лишенный жизни – это кара, ниспосланная небом за земные грехи. Но мироздание вечно, оно не подвержено суете земных будней, оно пренебрегает ими, оно возвышенно и беспощадно. Прекрасны листы «Древняя земля» – рассказ об античности, оставившей в Крыму следы греческих храмов и римских форумов, и «Сугдайя» – своеобразное воспоминание о генуэзских колониях на берегу суровой Киммерии. В целом это глубоко правдивый образ восточного Крыма со свойственными для этой области причудливыми очертаниями сооружений далеких веков и с тем особым отзвуком истории, который чувствуется в каждой складке земли. Но, основываясь на реальном виде, Богаевский может допустить и вольность в компоновке отдельных объектов, объединяя исторические места. Например, высокие генуэзские башни на горе позаимствованы им из области Судака и вплетены в коктебельский ландшафт, а каменное плато с остатками разрушенных построек является воспроизведением отрогов древнего Бахчисарая. Богаевский живо ощущал связи древних цивилизаций даже там, где перед его глазами были пустынные пейзажи. В композициях «Юг», «Пейзаж над озером» художник раскрывает перед зрителем величественные картины крымских ландшафтов с горными массивами, скалами, каменными утесами, лесами и долинами. Каждое изображение одухотворено движением облаков, волнением деревьев, блеском света на поверхности водоемов. Художник позволяет нам ощутить всю прелесть южной природы в ее буйном цветении.

Богаевский передал в литографиях то грандиозное, монументальное, что было свойственно крымскому пейзажу. Он изображал типичные для восточного побережья кряжистые дубы, развесистые шелковицы, низкорослый кустарник, тихие заводи в горах, причудливые изгибы отрогов, кучевые облака. Но в его композициях эти элементы теряли характер обыденного и приобретали величественную монолитность, эпичность, поэтому воспринимались не как изображение какого-то определенного пейзажа, а как обобщенный художественный образ крымской земли, в котором автор утверждал незыблемое совершенство природы.

В его альбоме листы с природой в буйном цветении соседствуют с суровыми пейзажами скалистых гор – такова работа «Среди скал». Образ благостной страны, полной совершенства, отразился в таких литографиях, как «Южная страна», «Прошлое», «Пейзаж». Эти литографии являются вариациями акварелей и картин, написанных в это же время, или произведений, созданных задолго до революции. Богаевский любил создавать протяженные, «панорамные» пейзажи: зритель превращается в некоего странника, взглядом охватывающего все кругом: причудливое нагромождение камней, контраст темного неба и таинственно светящихся скал. Эмоциональная выразительность его литографий строилась на богатстве контрастных светотеневых отношений. Так, в листе «Радуга», мастерски используя соотношения темного и светлого, художник как бы подсвечивает изображение изнутри. Пейзажные образы Крыма, созданные мастером, поистине многолики.

Выставка будет работать по 1 августа.