Выставка китайского художника 刘 领 (О. Соседова) «ВТО: Великие Толкователи Онфима»

26 сентября 2024Музей изобразительных искусствВыставки

28 сентября в 16 часов в фойе в Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) откроется выставка «ВТО: Великие Толкователи Онфима».

Быстрое развитие нейронных сетей, внедрение их в повсеместную жизнь и возможность широкого использования ставит очень много вопросов: безопасны ли машины и автомобили, управляемые искусственным интеллектом, соблюдается ли этика в работе нейронных сетей при общении с клиентами крупных компаний и потребителей государственных услуг, какими будут художники будущего, могут ли их заменить программисты/пользователи нейросетевых моделей и мн. др.

Английский физик-теоретик Стивен Хоукинг в 2014 году в одном из интервью сказал, что «развитие полного искусственного интеллекта может означать конец человеческой расы» («The development of full artificial intelligence could spell the end of the human race»). В 2017 году на конференции в Китае он же добавил: «Я считаю, что в реальности нет разницы между тем, чего можно достигнуть с помощью биологического разума и тем, что может быть достигнуто с помощью компьютера» («I believe there is no real difference between what can be achieved by a biological brain and what can be achieved by a computer»). Однако на сегодняшний день это только предположение гениального ученого, поскольку до сих пор не ясно, может ли компьютерная программа обладать интуицией, может ли она творить подобно человеку и может ли она, в конечном итоге, обладать субъектностью?

Важнейшей областью применения искусственного интеллекта является работа с изображениями: имеющиеся он-лайн сервисы позволяют легко преображать существующие картинки или создавать новые по текстовому описанию. Но как определить степень новизны генерируемых изображений и их художественную ценность? Развитие искусства всегда основывается на имеющемся опыте и поэтому некоторые повторы неизбежны, однако художественная новизна всегда определяла новизну взгляда даже на хорошо известные сюжеты. Это и обуславливает художественную значимость шедевров того или иного времени. Вторичность некоторых картин может быть связана с наличием «архетипов», тщательное распознавание которых поможет исследователям в определении авторства работ, обнаружении подделок и др. Нейронные сети, работающие с изображениями, представляются наиболее эффективным инструментом для решения таких задач. Посетители выставки на наглядных примерах увидят, на каком уровне сейчас находятся доступные открытые модели глубокого машинного обучения, генерирующие картинки.

Открывающаяся выставка не только формулирует обозначенные выше вопросы на художественном уровне, но и заставляет зрителя искать собственные ответы на них. Важность понимания этих вопросов и поиск ответов на них безусловны, поскольку именно они могут очень скоро стать ключевыми в жизни каждого человека.

Выставка будет работать по 20 января 2025 года.