Выставка работ Александра Громова открывается в мастерской реставраторов А.П. и В.Б. Грековых

С 7 октября в мастерской реставраторов А.П. и В.Б. Грековых (зд. Судного и Духовного приказов, Кремль, 13) начинает работу выставка «Из истории церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Образ храма в графических работах 1920-х гг. А.А. Громова». На выставке представлено 11 рисунков и монотипий ленинградского художника Александра Александровича Громова (1886-1956) из собрания Новгородского музея-заповедника, которые были приобретены у  автора в 1946 году. 

В 1920 году А.А. Громов был командирован в Новгород Археологическим подотделом Отдела по Делам Музеев и Охраны Памятников Искусства и Старины Наркомпроса на ремонтные работы и обмеры памятников архитектуры. Вероятно, именно в это время художником были исполнены карандашные зарисовки  новгородских храмов: Спаса Преображения на Ковалеве (1345), Успения Богородицы на Волотовом поле (1352), Св. Феодора Стратилата на Ручью (1361-1362) и Св. Андрея Юродивого на Ситке (1371). Из них особую ценность  представляют изображения памятников, которые были превращены в руины в годы Великой Отечественной войны. 

Примечательно, что целый цикл работ А.А. Громов посвятил разрушенной во время войны церкви Спаса на Ковалеве. На этих рисунках, исполненных художником с разных ракурсов, максимально полно запечатлен довоенный вид храма -  небольшого, приземистого, с сильно выступающей апсидой, увенчанного одной крупной главой. С трех сторон церковь окружали пониженные пристройки: с запада - узкий притвор, с севера – изолированная от основного объема пристройка со звонницей на втором этаже, с юга – усыпальница. Практически лишенный окон и декора, этот монастырский храм отличался  аскетичностью  внешнего облика. 

Карандашные зарисовки ковалевской церкви послужили основой для создания Александром Громовым в 1925 году серии монотипий (греч. «monos» - один, «typos» - отпечаток), выполненных в технике,  в которой возможен только один оттиск, представляющий  собой уникальное авторское произведение. Печатные работы художника отличаются от карандашных набросков бóльшей выверенностью и законченностью архитектурного облика церкви Спаса на Ковалеве. 

Выставка будет работать по 2 апреля.