Золотая подвеска-квадрифолий XIII века пополнила фонды Новгородского музея-заповедника

Уникальный предмет пополнил фонды Новгородского музея в начале текущего года. Это золотая подвеска начала XIII в., обнаруженная в 2018 году в ходе археологических исследований на Знаменской улице.
Раскопки, предваряющие строительство жилого дома, проводились специалистами Института археологии РАН. Сравнительно небольшой по площади раскоп преподнес исследователям немало сюрпризов, одним из которых стала золотая подвеска, выполненная в форме квадрифолия (от лат. quadrifolium – четырехлистник) и украшенная эмалью. Высокое качество исполнения этого предмета позволяет поставить его в один ряд с наиболее яркими изделиями средневекового декоративно-прикладного искусства.
Подвеска была обнаружена в ходе расчистки жилого дома, стены которого сложены из толстых сосновых бревен, а внутри сохранились остатки дощатого пола. Результаты дендрохронологического анализа сооружения указывают на то, что его построили на рубеже XII-XIII вв. Учитывая большое количество найденных на этом участке статусных предметов, можно предположить, что владелец этой усадьбы обладал высоким достатком.
Подвеска изготовлена из двух золотых пластин, соединенных пайкой. Лицевую сторону украшает выпуклый декор из соединенных стеблем цветков с отогнутыми вниз боковыми лепестками. В центральной части пластины прорезано небольшое круглое отверстие, в которое помещена эмалевая вставка, обрамленная тончайшей золотой пластиной. Вставка выполнена в технике перегородчатой эмали из стекла четырех цветов – красного, белого, синего и бирюзового.
Состав металла и эмалей был исследован в Центре коллективного пользования, а также в Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт». Результаты анализа показали, что технология изготовления и состав красной эмали соответствуют византийской ремесленной традиции. Что касается эмалей белого, синего и бирюзового цветов, то их состав с содержанием сурьмы соответствует образцам римского стекла. По-видимому, в качестве сырья для изготовления этих эмалей использовалась римская смальта. В европейском эмальерном производстве данная практика применялась вплоть до конца XII – начала XIII вв.
Уникальность предмета в том, что декор на лицевой пластине целиком оттиснут на матрице, и это выделяет ее среди прочих ювелирных изделий. Дело в том, что тиснение практически не использовалось для получения изображений на древнерусских золотых украшениях. Как правило, при помощи тиснения изготавливали украшения из серебра: нашивные бляшки, бусины, подвески, которые затем покрывались позолотой. В материалах археологических исследований встречаются как сами изделия, так и бронзовые матрицы.
Золотые украшения с тиснеными лицевыми пластинами известны в византийском искусстве. На связь с Византией также указывает орнамент в виде вьющегося стебля с отгибающимися в стороны трилистниками и завитками. Этот мотив получил широкое распространение в декоративно-прикладном искусстве, его активно использовали древнерусские мастера в своих изделиях.
Как же столь уникальное произведение ювелирного искусства оказалось на усадьбе средневекового новгородца? По мнению исследователей, подвеска могла попасть в Новгород в качестве византийского импорта. Или же новгородский ювелир украсил свое изделие привезенной из Византии эмалевой вставкой. Возможно также, что подвеску изготовили греческие мастера, работавшие в одном из древнерусских городов. Несомненно одно – эмалевая вставка имеет византийское происхождение.