«Душа крестьянская» — предметы музейной коллекции на новой выставке в Торжке
«Душа крестьянская» — Новгородский музей-заповедник представил предметы из своей коллекции на новой выставке в Торжке
Вчера во Всероссийском историко-этнографическом музее в городе Торжок открылась выставка «Душа крестьянская». На выставке представлено более двухсот экспонатов: предметы изобразительного декоративно-прикладного, народного искусства, документы, фотографии, открытки, игрушки, крестьянские земледельческие орудия, утварь, одежда и прочее.
Внимание авторов (старшие научные сотрудники филиала Новгородского музея-заповедника, Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» Климова Т.А., Иванова О.В.) выставки к данной теме обусловлено большой ролью, которую сыграло крестьянство в истории России, являясь на протяжении веков самым многочисленным сословием, основной производительной силой. Крестьянскому хозяйству принадлежало ведущее место в сельскохозяйственном производстве страны. Именно в крестьянской среде проявились аутентичные черты народной культуры. В условиях глобализации существует угроза утраты русским народом своего национального колорита, подмены истинно русских традиций. В то же время наблюдается повышенный интерес определённой части населения к своим корням, национальной истории, народной культуре, традициям. Выставка призвана способствовать восприятию крестьянства, как одного из сословий Российского государства, познакомить с его c духовными, нравственными ценностями и понятиями («душевным миром»). Учитывая полемичность некоторых рассматриваемых вопросов, авторы, обозначив тему, предоставляют право посетителям выставки давать собственную оценку событиям в соответствии с их мировоззрением, полученными из других источников знаниями. Выставка лишь приоткрывает дверь в мир крестьянской души.
Крестьяне осознавали своё место в жизни Отечества, долг и свою роль хлебопашца, кормильца. Земледелие в значительной степени формировало их картину мира. Определяя крестьянскую «матрицу» представлений, авторы выставки в первую очередь выделяют образ Земли, с которым связаны многие представления крестьян о ценностях. Любовь к матушке-земле – одно из основных крестьянских душевных качеств. С землёй перед смертью прощались старики в поле, встав на колени, кланялись на все четыре стороны со словами: «Мать-сыра Земля, прости и прими!».
Концептуальным «стержнем» выставки является термин душа, имеющий несколько значений. Ду́шами называли крепостных крестьян, непривилегированное население, а также надел земли, которая делилась сельской общиной тоже по ду́шам. Землёй наделялось только мужское население. Равенство и коллективизм выступали главными гарантиями безопасности крестьянского сообщества. В религиозных и идеалистических представлениях душа – это нематериальное начало жизни, противополагаемое телу, бесплотное существо, остающееся после смерти человека. По представлениям крестьян, душа у всех людей одинаковая, она выходит из тела с последним вздохом в виде пара и принимает вид бабочки или маленького человечка, имеющего крылышки и тонкое тело.
Под словом «душа» понимается также внутренний психический мир человека, свойство характера, основные черты личности и пр. Исследователи крестьянской жизни отмечают противоречивость, сложность крестьянской души. По словам М.М. Громыко, «даже беглое соприкосновение с разными сторонами нравственности крестьян открывает сложнейший мир представлений, обычаев, отношений. К сожалению, мы почти совсем забыли о нём, об этом мире – о нравственных основах народной жизни». Выставка знакомит с «душевным миром» крестьян, для которых были характерны такие положительные качества, как трудолюбие, твёрдость в выполнении взятых на себя обязательств, взаимопомощь, семейственность, патриотизм, широкий размах души и пр. Являясь христианами, крестьяне стремились жить по заповедям Христовым. Для них главными ценностями были праведная жизнь, скромный достаток, уважение окружающих и дети.
Внутренний мир крестьян обогащался восприятием природы, детальными, тонкими наблюдениями и знаниями о ней. Красоту родной земли, свои чувства, мысли, идеалы народ отражал в былинах, песнях, сказках, пословицах, вышивке, росписи и др. Крестьянами нравственные понятия передавались из поколения в поколение. Нравственные ценности – величайшее достояние каждого народа.
На выставке крестьянский духовный мир рассматривается в контексте с другими темами:
- Раздел 1. «Душа – Божья, тело – царское, а спина барская»: «Помещики и крестьяне. Взаимное влияние двух «миров», «Отмена крепостного права», «Крестьянская община», «Без семьи крестьянин – не крестьянин», «Вера».
- Раздел 2. «За веру, царя и отечество»: «Крестьяне – защитники Отечества».
- Раздел 3. «А люди мы великие в работе и гульбе»: «Земледельческие и неземледельческие занятия крестьян», «Праздничная культура».
Хронологические рамки выставки охватывают период от реформы 1861 г. до революции 1917 г. и обусловлены тем, что отмена крепостного права в России послужила толчком к началу серьезных перемен в быту и культурной повседневности русских крестьян, хотя еще при сохранении архаичных традиций. В 2026 г. исполняется 165 лет со дня отмены крепостного права, важного события в истории нашей страны.




