Читая Достоевского. К 200-летию со дня рождения писателя
Выставка
04 ноября 2021 года - 13 февраля 2022 года - в дни работы музея
+79217309392 (информационный центр)
Победы-Софийская площадь, 2
Купить билет онлайн- Время на осмотр30 минут
- Доступная средаНарушения слуха (при условии сопровождения)Нарушения опорно-двигательного аппарата (при условии сопровождения)Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
- РекомендуетсяВзрослые
О выставке
На выставке «Читая Достоевского» , приуроченной к 200-летию писателя, с большой степенью полноты представлена книжная и станковая графика из фондов Новгородского музея-заповедника и частных коллекций: это офорты, рисунки, гравюры, литографии 15 авторов к 12 произведениям Ф.М. Достоевского, в том числе и к наиболее известным романам – «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы», составляющим «великое пятикнижие». Всего представлено более 200 произведений. Кроме графики – 6 эскизов театральных декораций Ларисы Новиковой.
Хронологические рамки представленной на выставке коллекции графики – 1930 -2017 годы. Самые ранние работы – два оригинальных рисунка Николая Алексеева к роману «Игрок». Выполненные грубоватыми линиями, неожиданно переходящими в пятно, они точно передают ощущение тревожности и неразрешенности конфликтов, характерные для романа. Ксилографии, сделанные на основе этих рисунков, вошли в издание 1930 года.
В эти же годы к прозе Достоевского обратился Всеволод Сулимо-Самуйлло. Его иллюстрации к роману «Идиот», как и более поздние к «Преступлению и наказанию», до издания не дошли. Рисунки к последнему (старуха процентщица) выполнены в экспрессивной манере. Темнота лестницы контрастирует с освещенным свечой лицом, подчеркивая драматизм ситуации.
К 1945 году относятся гравюры на дереве Федора Константинова к роману «Преступление и наказание», вышедшему в свет в 1948 году. Психологическая глубина образов, особенно главного героя, сочетается в работе художника с особым вниманием к форме, ее отточенности, завершенности.
Одним из ведущих интерпретаторов мира образов Достоевского был Михаил Ройтер. Его иллюстрации к романам «Униженные и оскорбленные» (1946), «Подросток» (1947), «Братья Карамазовы» (1956), очень ненавязчивые и вдумчивые, несомненно, обогатили представление читателей о героях Достоевского. М. Ройтер работал и как иллюстратор, строго следующий за текстом, и как мастер станковых серий на тему произведений Ф. М. Достоевского, когда позволителен отход от буквы текста в сторону обобщения, а индивидуальность художника выявляется более открыто. В масштабных листах станковых серий на тему «Неточки Незвановой» (1971) и «Кроткой» (1971) выразительные контрасты черного и белого, выверенные позы, крупный план создают своеобразный кинематографический эффект – эффект стоп-кадра.
Петербургский художник Андрей Ушин предложил свое видение Достоевского. Его стилистика близка экспрессионизму. В линогравюрах преобладает черный цвет, почти подавляющий вспышки белого. Этот прием позволил автору передать сумрачность и тревожность ключевых сцен романа «Идиот» (1959). Петербург в иллюстрациях Ушина – главный герой, подчеркивающий трагизм происходящего.
Тема города, отчужденного, противопоставленного людям, звучит в иллюстрациях Бениамина Басова к «Бедным людям» (1967 – 1981). Серебристо-серая гамма рисунков не становится у художника романтическим флером. Суховатая четкость карандаша усугубила горькое понимание равнодушия города и мира к человеку. Басова не интересует быт, детали интерьера или одежды – художник всего лишь намечает те декорации, в которых развертываются события. В рисунках Басова есть контраст, свойственный прозе Достоевского, контраст возвышенно-символического, идеального и прозаического.
В иллюстрациях к повести «Белые ночи» (1971) Юлий Перевезенцев также предлагает зрителю-читателю погрузиться в фантастический мир петербургских летних ночей, с главным символом – свечой, а город, освещенный ею, предстал не как бытовая среда, а как мифологическое пространство, в котором все живет ожиданием чуда.
На выставке представлены также станковая серия Марии Чураковой по мотивам романа «Братья Карамазовы»; серии иллюстраций Владислава Шестакова («Братья Карамазовы», 1965-66), Владимира Беляева («Преступление и наказание», 1972), Ольги Пен («Бедные люди», 1983) и Татьяны Прибыловской («Игрок», 1980); галерея портретов персонажей романов «Бесы» и «Братья Карамазовы» Татьяны Лебедевой и Олега Манюкова; офорты к роману «Братья Карамазовы» (1978), офорты и рисунки к «Запискам из Мертвого дома», галерея образов романа «Братья Карамазовы» и повести «Село Степанчиково и его обитатели» Бориса Непомнящего.