Из истории церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Образ храма в графических работах Александра Громова
Выставка
07 октября 2022 года - 02 апреля 2023 года - в дни работы музея
+79217309392 ((информационный центр))
Великий Новгород, Кремль, здание Судного и Духовного приказов
- Доступная средаНарушения слуха (при условии сопровождения)Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
- РекомендуетсяВзрослые
О выставке
В мастерской реставраторов А.П. и В.Б. Грековых (зд. Судного и Духовного приказов, Кремль, 13) работает выставка «Из истории церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Образ храма в графических работах 1920-х гг. А.А. Громова». На выставке представлено 11 рисунков и монотипий ленинградского художника Александра Александровича Громова (1886-1956) из собрания Новгородского музея-заповедника, которые были приобретены у автора в 1946 году.
В 1920 году А.А. Громов был командирован в Новгород Археологическим подотделом Отдела по Делам Музеев и Охраны Памятников Искусства и Старины Наркомпроса на ремонтные работы и обмеры памятников архитектуры. Вероятно, именно в это время художником были исполнены карандашные зарисовки новгородских храмов: Спаса Преображения на Ковалеве (1345), Успения Богородицы на Волотовом поле (1352), Св. Феодора Стратилата на Ручью (1361-1362) и Св. Андрея Юродивого на Ситке (1371). Из них особую ценность представляют изображения памятников, которые были превращены в руины в годы Великой Отечественной войны.
Примечательно, что целый цикл работ А.А. Громов посвятил разрушенной во время войны церкви Спаса на Ковалеве. На этих рисунках, исполненных художником с разных ракурсов, максимально полно запечатлен довоенный вид храма - небольшого, приземистого, с сильно выступающей апсидой, увенчанного одной крупной главой. С трех сторон церковь окружали пониженные пристройки: с запада - узкий притвор, с севера – изолированная от основного объема пристройка со звонницей на втором этаже, с юга – усыпальница. Практически лишенный окон и декора, этот монастырский храм отличался аскетичностью внешнего облика.
Карандашные зарисовки ковалевской церкви послужили основой для создания Александром Громовым в 1925 году серии монотипий (греч. «monos» - один, «typos» - отпечаток), выполненных в технике, в которой возможен только один оттиск, представляющий собой уникальное авторское произведение. Печатные работы художника отличаются от карандашных набросков бóльшей выверенностью и законченностью архитектурного облика церкви Спаса на Ковалеве.
Выставка будет работать по 2 апреля.