Книжная обложка 1910-1920-х годов. Из собрания Новгородского музея-заповедника

Выставка

Время проведения

16 июня - 20 августа 2023 года - в дни работы музея

Адрес и контакты

+79217309392 (информационный центр)

+79212073770 (заказ экскурсий)

Победы-Софийская площадь, 2

Великий Новгород
  • Время на осмотр
    30 минут
  • Доступная среда
    Нарушения слуха (при условии сопровождения)
    Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
  • Рекомендуется
    Взрослые

О событии

На выставке представлено более 80-ти книжных обложек, которые позволят посетителям не только познакомиться с творчеством десятков художников книги, но и почувствовать атмосферу далеких 1920-1930-х годов. 

С конца XIX века начинается новая эпоха в истории оформления книги:  применение штриховой цинкографии вытеснило случайную картинку, заменив ее более органичными для печатной книги обложкой и внутренними иллюстрациями. В России главную роль в процессе формирования культуры книги в это время сыграли художники объединения «Мир искусства»: Александр Бенуа, Лев Бакст, Иван Билибин, Мстислав Добужинский, Константин Сомов и др. 

Наряду с утонченными графическими обложками этих авторов в России встречаются обложки, имеющие преимущественно рекламный, «зазывный» характер, отличающиеся «кричащими рисунками в красках». Подобные дешевые издания не способствовали развитию качественного художественного оформления, но были доходными, благодаря огромным по тем временам тиражам.

Октябрьская революция застает полиграфическую промышленность России в очень запущенном состоянии. Но потребность в книге, прежде всего на издания художественной литературы, была в первые послереволюционные десятилетия так высока, что вывело российское искусство книги на новый виток развития. Книжная обложка в это время – очень востребованный вид графического искусства. В самые тяжелые 1918-1921 годы издания немногочисленных книг отличаются утонченностью, отражая по инерции художественные вкусы предшествующей эпохи. 

С 1922 года над обложкой работают все крупнейшие художники-графики, связанные с дореволюционными издательствами, а также представители новых направлений. Изысканная орнаментальность обложек мастеров «Мира искусства» соседствует с футуристическими решениями и экспрессионистской стилистикой Юрия Анненкова, Натана Альтмана, Александры Экстер. Доступный наглядный реализм в оформлении «крестьянской» книги и других массовых изданий Бориса Кустодиева – с утверждением конструктивизма, как языка, наиболее адекватно отражающего революционную сущность эпохи (Александр Родченко и др.). Такие художники, как братья Стенберги, Василий Сварог, Иосиф Герасимович, нередко привносили в обложку приемы плакатного искусства. Это не соответствовало идее целостности художественного образа книги, но делало издание более привлекательным в условиях конкуренции частных и кооперативных издательств, занимавших значительный сегмент рынка в условиях НЭПа. 

Крупнейшими издательскими центрами остаются Петроград-Ленинград и Москва (Academia, Алкрнрст, Атеней, Брокгауз и Ефрон, Всемирная литература, Время, Госиздат, Земля и фабрики, Петроград, Колос, Красная новь, Круг, Мысль, Начатки знаний, Недра, Молодая Гвардия – ОГИЗ, Прибой, Пучина, Радуга, Сеятель). Много интересного в оформлении обложки предлагают Иваново (Основа), Вологда (Северный печатник), Харьков (Космос, Пролетарий), Тифлис и другие крупные промышленные центры СССР.  

Стоимость билетов

взрослые
200 ₽
дети до 14 лет
бесплатно
учащиеся
100 ₽

  • Книжная обложка 1910–1920-х годов
  • Книжная обложка 1910–1920-х годов №2
  • Книжная обложка 1910–1920-х годов №3
  • Книжная обложка 1910–1920-х годов №4