Мир детства в традиционной культуре народов России

Выставка

Время проведения

19 февраля - 22 мая 2022 года

Адрес и контакты

+7 (8162) 77-40-54 (касса Детского музейного центра)

Кремль, Судейский городок, 3

Великий Новгород
  • Время на осмотр
    1 час
  • Доступная среда
    Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
  • Рекомендуется
    Взрослые
    Дети

Стоимость билетов
взрослые
120 ₽
учащиеся
60 ₽
дети до 16 лет
бесплатно

О чем

Российский этнографический музей (Санкт-Петербург) представляет выставку «МИР ДЕТСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ».

Подлинные экспонаты XIX – ХХ веков, бытовавшие у разных народов России и сопредельных государствах, раскрывают перед зрителем предметный мир ребенка на ранних возрастных этапах. 

Детство – особый мир в культуре каждого народа. Сохранение традиций и передача опыта новым поколениям является залогом стабильности любого общества. Народная педагогика формировалась на основе хозяйственной деятельности, особенностях мировоззрения этноса и заключала в себе многовековой этнокультурный опыт предыдущих поколений. Однако многие аспекты воспитания у разных народов были универсальны.

Период младенчества, связанный с появлением в социуме нового представителя, был наполнен заботами старших о его физическом и психическом здоровье. Колыбель, средства гигиены, приспособления для кормления, первая одежда малыша были удобны и практичны.

Каждому этапу взросления ребенка предназначались особые игрушки.   В самом раннем возрасте это – погремушки, шумящие подвески, часто выполнявшие роль оберегов. Для малышей двух-пяти лет изготавливали волчки, мячики, трещотки – те предметы, которые способствовали развитию основных моторных навыков ребенка.

Подвижные игры давали возможность детям удовлетворить жажду действия, воспитывали умение постоять за себя, формировали способность преодолевать неудачи, вырабатывали чувство справедливости. Активность, сноровка, сообразительность, инициатива – качества, которые закладывались с самого раннего возраста.

Примерно с 4-6 лет мальчики и девочки получали особые игрушки, соответствующие их принадлежности к мужскому или женскому сообществу. Этнические особенности отражались в разнообразных материалах, формах, способах изготовления предметов.  Для мальчиков создавались миниатюрные орудия труда, промысловый инвентарь, воинское снаряжение. Основные игрушки девочек – куклы и кукольное приданое. С их помощью можно было воспроизвести как бытовые сцены (уборка дома, приготовление пищи), так и празднично-обрядовые действа (например, кукольную свадьбу).

Создавая под руководством взрослых подобные вещи, дети овладевали навыками ремесла.

С раннего возраста ребенка активно включали в круг хозяйственных занятий семейного или родового коллектива. Выполняя посильную работу, дети вносили свой вклад в общее дело – будь то работы по дому, уход за младшими детьми или же помощь старшим. Пример родителей был основой формирования трудолюбия и необходимых навыков в работе, понимания взаимосвязи окружающих вещей.