Церковь Фёдора Стратилата на Ручье
Памятник архитектуры
10:00 – 17:00
Выходные – среда, четверг. Санитарный день – последний вторник месяца
+79217309392 (справки)
ул. Федоровский Ручей, 19/2
Купить билеты- Время на осмотр30 минут
- Доступная средаНарушения зрения (при условии сопровождения)Нарушения слуха (при условии сопровождения)Нарушения опорно-двигательного аппарата (при условии сопровождения)Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
- На территории имеетсяСувенирный магазин
Стоимость билетов
О музее
Каменная церковь Федора Стратилата на ручье (более известная как Федора Стратилата на Ручью) – выдающийся памятник архитектуры и монументальной живописи XIV в. Церковь построена в 1360-1361 гг. на месте каменного храма, предположительно Федора Тирона, 1115 г. А протекавший неподалеку ручей (засыпанный во второй половине XX в.) определил топографическую привязку в названии.
Летопись указывает имена заказчиков церкви - это Симеон Андреевич и «боголюбивая» мать его Наталья. Очевидно, это были знатные люди, принадлежавшие к высшим кругам новгородского общества. Об этом же свидетельствует и устройство на хорах придела Симеона Столпника, небесного покровителя заказчика храма.
Церковь одноглавая, квадратная в плане, с одной апсидой и характерным трехлопастным завершением фасадов. Ее облик сложился в результате полуторавекового поиска архитектурных форм, став каноном храмового стороительства для целого ряда возводимых в это время церквей. Наряду с традиционными новгородскими формами здесь появляются элементы северной готики в виде узких окон и порталов со стрельчатым завершением. Но главным в новом типе церквей становится стремление к декоративности, где особое внимание уделяется украшению стен накладными рельефными крестами из кирпича и закладными, вытесанными из цельного камня. У юго-восточного угла церкви сохранились следы фамильной усыпальницы. Существующие сейчас трапезная и колокольня были пристроены в XVII в.
Церковь расписана не позднее 1378 г. с участием византийских мастеров, о чем свидетельствуют греческие надписи. Особенностью интерьера является его «зальный» характер, что позволяет посетителю моментально погрузиться в мир событий Священной истории. В куполе сохранились изображения Христа Пантократора, окруженного небесными силами, и пророков. Верхняя часть стен занята сценами, связанными с «подвижными» праздниками и изображениями Пасхального цикла. Особенностью росписей алтаря является замыкающийся в его пределах цикл Страстей Господних. Существенной частью программы росписи стала тема святых воинов: уцелели изображения Федора Тирона и Федора Стратилата, частично иллюстрации житийного цикла и композиция «Сорок мучеников Севастийских». На западной стене хор сохранилась сцена Покрова Богородицы – одна из самых ранних в русском искусстве. На стенах и в оконных проемах сохранились нацарапанные надписи и рисунки-граффити.
В годы фашистской оккупации в результате артобстрелов пострадали древние стены храма, пристройка и колокольня, а также некоторые изображения в интерьере. Реставрационные работы послевоенных лет носили противоаварийный характер. В начале 1950-х годов по проекту архитектора Л.М. Шуляк храм был восстановлен в первоначальных формах. Комплексная реставрация живописи началась в 1972 г. и продолжалась с некоторыми перерывами до 1992 г.
Церковь Федора Стратилата на Ручью в 1992 году внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В интерьере храма посетителям доступна выставка по истории и реставрации памятника, а также аудиогид на русском, английском, французском и немецком языках.