Церковь Успения в Волотове
Памятник архитектуры
С 11:00 до 14:00; Выходные – среда, четверг
+79217309392 (информационный центр)
+79212073770 (заказ экскурсий)
Заказ экскурсий: museum.nov@mail.ru
Великий Новгород, 3 км от города
Купить билет онлайн- Время на осмотр1 час
- Доступная средаНарушения зрения (при условии сопровождения)Нарушения слуха (при условии сопровождения)Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
- На территории имеетсяСувенирный магазин
Стоимость билетов
Как добраться
- 17 минут от вокзала
- 25 минут на автобусе №100
- 58.537281, 31.356826
О музее
Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле была построена в 1352 году как храм основанного новгородским архиепископом Моисеем монастыря: «постави владыка Моисий церковь камену, во имя святыа Богородица Успение, на Волотове».
Это одноапсидное, четырехстолпное, почти квадратное в плане (9х9,7 м) крестовокупольное здание с трехлопастным завершением фасадов. С севера и с запада к нему примыкают небольшие притворы, имеющие посводное завершение. Центральный объем перекрыт коробовыми (полуциркульными) сводами, которые на углах не соответствуют трехлопастному завершению нижних частей – несовпадение, по всей вероятности, связано с новыми приемами, примененными в строительстве памятника.
По сообщению летописи храм был расписан в 1363 году по заказу архиепископа Алексея: «того же лета подъписана бысть церкви Святыя Богородица на Волотове, в Моисееве монастыри, повелениемъ боголюбиваго архиепископа новгородчского Алексея».
Созданный тогда ансамбль обнаруживает общие стилистические черты с более поздними творениями: с росписью Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378) и живописью церкви Феодора Стратилата на Ручью (1370-е или 1380-е). Все эти новгородские памятники связаны с так называемым «экспрессивным» направлением византийского искусства третьей четверти XIV века, которое вдохновлялось идеями исихазма.
Храм был посвящен Богородице, что во многом предопределило выбор изображенных святых и ряда сюжетов. Живопись размещалась на сводах и стенах девятью регистрами, начиная с купола и заканчивая регистром полотенец, имитирующим орнаментированные ткани внизу. Сравнительно небольшая высота здания сказалась на стенописном ансамбле – высота регистров получилась тоже небольшой. Пространство между ними было заполнено растительными и геометризованными орнаментами. Живопись покрывала также древние деревянные связи, еще более усиливая общий декоративный характер.
До своей гибели в годы Великой Отечественной войны в волотовской церкви находился один из лучших художественных ансамблей Великого Новгорода. Его росписи сохранялись почти полностью, никогда не белились и не записывались. Кроме отдельных механических повреждений живописной поверхности, эти росписи не имели изъянов.
В годы Великой Отечественной церковь оказалась на линии фронта и почти полностью была уничтожена огнем немецкой артиллерии и авиации. В 1955 году архитектор-реставратор Л. Е. Красноречьев выполнил проект консервации и графическую реконструкцию храма в формах XIV века. Стены, сохранившиеся на высоту от 2 до 4 метров, были укреплены и доложены до одного уровня, а над ними сооружена временная кровля. Это спасло памятник от дальнейшего разрушения и подготовило условия для реставрационных работ нашего времени.
Вновь вернуться к церкви Успения на Волотовом поле было решено в конце XX века. В 1993 году новгородские реставраторы под руководством Т. И. Анисимовой приступили к разборке завалов внутри основного объема и западной паперти и выемке фрагментов живописи. Потребовалось вынуть и просеять через сито более 300 кубических метров завала. Из него было извлечено более 1 миллиона 750 тысяч фрагментов, размер которых колеблется от 0,8 см² до 20 см². От живописной декорации сохранилось на месте лишь 40 м². Эти фрагменты живописи, находящиеся в нижней части стен и столбов основного объема и в западном притворе, были отреставрированы.
В 2001 году министерства культуры России и Германии подписали соглашение об оказании финансовой помощи немецкой стороной в реставрации храма. Под руководством Н. Н. Кузьминой в следующие два года был разработан проект и проведены работы по воссозданию церкви в формах XIV века. За эту работу она удостоена, вместе с Л. Е. Красноречьевым, звания лауреата Государственной премии.
Кроме росписей, оставшихся на месте после разрушения памятника в годы Великой Отечественной войны, в настоящее время в нем смонтировано еще 18 композиций, собранных реставраторами из разрозненных фрагментов. Работа по сборке фрагментов продолжается до сих пор и ведется в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника.