Церковь Успения в Волотове

Памятник архитектуры

Режим работы
Открыт до 17:00

10:00-17:00, выходные – среда, четверг.

29 апреля – 1 мая, 9-10 мая музей открыт. 2-8 мая музей работает по обычному графику.

14 и 28 мая закрыто.

Адрес и контакты

+79217309392 (информационный центр)

+79212073770 (заказ экскурсий)

Заказ экскурсий: museum.nov@mail.ru

Великий Новгород, 3 км от города

Купить билет онлайн
Великий Новгород
  • Время на осмотр
    1 час
  • Доступная среда
    Нарушения зрения (при условии сопровождения)
    Нарушения слуха (при условии сопровождения)
    Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
  • На территории имеется
    Сувенирный магазин

Стоимость билетов

Льготная стоимость для граждан России и Беларуси
взрослые
150 ₽
дети до 14 лет
бесплатно
учащиеся
100 ₽
Полная стоимость
взрослые
250 ₽
дети до 14 лет
бесплатно
учащиеся
150 ₽

Как добраться

  • 17 минут от вокзала
  • 25 минут на автобусе №100
  • 58.537281, 31.356826
20 минут/3 км
от центра города

О музее

экспрессивная монументальная живопись XIV века

Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле была построена в 1352 году как храм основанного новгородским архиепископом Моисеем монастыря: «постави владыка Моисий церковь камену, во имя святыа Богородица Успение, на Волотове».

Это одноапсидное, четырехстолпное, почти квадратное в плане (9х9,7 м) крестовокупольное здание с трехлопастным завершением фасадов. С севера и с запада к нему примыкают небольшие притворы, имеющие посводное завершение. Центральный объем перекрыт коробовыми (полуциркульными) сводами, которые на углах не соответствуют трехлопастному завершению нижних частей – несовпадение, по всей вероятности, связано с новыми приемами, примененными в строительстве памятника.

По сообщению летописи храм был расписан в 1363 году по заказу архиепископа Алексея: «того же лета подъписана бысть церкви Святыя Богородица на Волотове, в Моисееве монастыри, повелениемъ боголюбиваго архиепископа новгородчского Алексея».

Созданный тогда ансамбль обнаруживает общие стилистические черты с более поздними творениями: с росписью Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378) и живописью церкви Феодора Стратилата на Ручью (1370-е или 1380-е). Все эти новгородские памятники связаны с так называемым «экспрессивным» направлением византийского искусства третьей четверти XIV века, которое вдохновлялось идеями исихазма.

Храм был посвящен Богородице, что во многом предопределило выбор изображенных святых и ряда сюжетов. Живопись размещалась на сводах и стенах девятью регистрами, начиная с купола и заканчивая регистром полотенец, имитирующим орнаментированные ткани внизу. Сравнительно небольшая высота здания сказалась на стенописном ансамбле – высота регистров получилась тоже небольшой. Пространство между ними было заполнено растительными и геометризованными орнаментами. Живопись покрывала также древние деревянные связи, еще более усиливая общий декоративный характер.

До своей гибели в годы Великой Отечественной войны в волотовской церкви находился один из лучших художественных ансамблей Великого Новгорода. Его росписи сохранялись почти полностью, никогда не белились и не записывались. Кроме отдельных механических повреждений живописной поверхности, эти росписи не имели изъянов.

В годы Великой Отечественной церковь оказалась на линии фронта и почти полностью была уничтожена огнем немецкой артиллерии и авиации. В 1955 году архитектор-реставратор Л. Е. Красноречьев выполнил проект консервации и графическую реконструкцию храма в формах XIV века. Стены, сохранившиеся на высоту от 2 до 4 метров, были укреплены и доложены до одного уровня, а над ними сооружена временная кровля. Это спасло памятник от дальнейшего разрушения и подготовило условия для реставрационных работ нашего времени.

Вновь вернуться к церкви Успения на Волотовом поле было решено в конце XX века. В 1993 году новгородские реставраторы под руководством Т. И. Анисимовой приступили к разборке завалов внутри основного объема и западной паперти и выемке фрагментов живописи. Потребовалось вынуть и просеять через сито более 300 кубических метров завала. Из него было извлечено более 1 миллиона 750 тысяч фрагментов, размер которых колеблется от 0,8 см² до 20 см². От живописной декорации сохранилось на месте лишь 40 м². Эти фрагменты живописи, находящиеся в нижней части стен и столбов основного объема и в западном притворе, были отреставрированы.

В 2001 году министерства культуры России и Германии подписали соглашение об оказании финансовой помощи немецкой стороной в реставрации храма. Под руководством Н. Н. Кузьминой в следующие два года был разработан проект и проведены работы по воссозданию церкви в формах XIV века. За эту работу она  удостоена, вместе с Л. Е. Красноречьевым, звания лауреата Государственной премии.

Кроме росписей, оставшихся на месте после разрушения памятника в годы Великой Отечественной войны, в настоящее время в нем смонтировано еще 18 композиций, собранных реставраторами из разрозненных фрагментов. Работа по сборке фрагментов продолжается до сих пор и ведется в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника.

Медиа

  • Церковь Успения в Волотове [1]
  • Церковь Успения в Волотове [2]
  • Церковь Успения в Волотове [3]
  • Церковь Успения в Волотове [4]
  • Церковь Успения в Волотове [5]
  • Церковь Успения в Волотове [6]
  • Церковь Успения в Волотове [7]
  • Церковь Успения в Волотове [8]
  • [Документальный фильм] Спасенные фрески церкви Успения на Волотовом поле. Первая часть
  • [Документальный фильм] Спасенные фрески церкви Успения на Волотовом поле. Вторая часть
  • Показать ещё

    Музеи рядом

    • Церковь Благовещения на Городище

      Великий Новгород
    • Церковь Спаса в Нередицах

      Великий Новгород
    • Церковь Спаса Преображения в Ковалеве

      Великий Новгород
    • Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне

      Великий Новгород

    Отзывы

    К сожалению, по Вашему запросу ничего не найдено.
    Написать отзыв