Церковь Спаса в Нередицах
Памятник архитектуры
11:00 – 14:00. Выходные – среда, четверг. Открыто только в сухую погоду.
+79217309392 (информационный центр)
+79212073770 (заказ экскурсий)
Заказ экскурсий: museum.nov@mail.ru
д. Спас-Нередицы, 10 км от города
Купить билет онлайн- Время на осмотр30 минут
- Доступная средаНарушения зрения (при условии сопровождения)Нарушения слуха (при условии сопровождения)Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
- На территории имеетсяСувенирный магазин
Стоимость билетов
Как добраться
- 23 минуты от вокзала
- На автобусе №186
- 58.497161, 31.311521
О музее
Церковь Спаса на Нередице возведена новгородским князем Ярославом Владимировичем за три-четыре месяца 1198 года; вероятно, в это же время был основан и одноимённый мужской монастырь. Храм задуман как мемориальное сооружение в память двух умерших сыновей князя и усыпальница княжеской семьи. Предположительно, его строил известный по летописям мастер Коров Якович «с Лубяней улицы».
Нередицкий храм – яркий, показательный памятник новгородского зодчества последней трети XII в.: средних размеров, одноглавый, трехапсидный, с позакомарным завершением фасадов, лаконичным декоративным решением, четырьмя квадратными столпами внутри, хорами и внутристенной лестницей. Первоначально в юго-западной каморе на хорах находился придел, с западной стороны к зданию примыкал пониженный притвор. Отличительные особенности памятника – пониженные боковые апсиды, просторные хоры, шесть погребальных ниш-аркосолиев в стенах.
Наряду с Георгиевским собором храм какое-то время служил княжеским некрополем. В 1322 году здесь погребен князь Афанасий Данилович, брат великого московского князя и внук Александра Невского (его саркофаг с останками находится в диаконнике), в 1552 году – сын новгородского наместника князь Федор.
До начала ХХ века памятник дошел без крупных перестроек, изменялись лишь конструкция кровли, размещение и форма окон, западные пристройки. В конце XVIII века покрытие переделано на восьмискатное, заложены боковые порталы, вместо западных пристроек сооружена вместительная паперть с приделом и отдельно стоящая колокольня. В 1839 году устроена четырехскатная кровля, закрывшая окна барабана.
В 1903-1904 годах архитектором П.П. Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).
В 1941 году огнем немецкой артиллерии храм был превращен в руины, уцелела примерно половина объема кладки и 15% фресок. В 1940-х годах проведена разборка завалов с отбором фрагментов фресок. Реставрационные работы проведены в 1956-1958 годах (архитектор Г.М. Штендер). Здание было восстановлено в формах довоенного времени по точным обмерам П.П. Покрышкина. Эта реставрация также считается одной из лучших для своего времени, образцовой для руинированных памятников. В 1986 году под руководством Г.М. Штендера подготовлен новый проект реставрации, который осуществлен Новгородским музеем в конце 1990-х-начале 2000-х годов.
Фресковая роспись Нередицы практически полностью сохранялась в интерьере вплоть до 1941 года, причем почти в первозданном виде, без записей и поновлений. Имеющаяся качественная фиксация всех композиций (схемы росписи, акварельные копии ХIХ-начала ХХ веков, фотографии) дает достаточно полное представление о характере живописного ансамбля. Иконографическая программа, составленная, видимо, архиепископом Мартирием, в целом была традиционна для конца ХII века и в то же время имела свои особенности, вызванные конкретным заказом. Фрески, размещенные в 9 ярусов, сплошь покрывали стены, столбы и своды храма. Нижние части стен и столбов были украшены характерными для византийских памятников декоративными панелями, имитировавшими мрамор.
Зеркало купола занимала большая композиция «Вознесение», окруженная и как бы поддерживаемая шестью ангелами. Ниже размещались изображения апостолов, среди которых можно было видеть и фигуру Богоматери с предстоящими ангелами. Еще ниже, в простенках окон барабана, были представлены ветхозаветные пророки, а в парусах – сидящие евангелисты. В северном, южном и западном люнетах находились огромные фигуры архангелов Рафаила, Уриила и Селафиила, еще два архангела – Михаил и Гавриил – были изображены на восточном своде. На стенах южного и северного рукавов креста и в алтарной части располагались евангельские сцены: «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», на своде главного алтаря – Богоматерь-Оранта с предстоящими, ниже - «Евхаристия», два регистра святых отцов и в самом низу – своеобразный «Деисус»; на стенах северного алтарного полукружия – фигуры преподобных, в конхе над ним – Богоматерь-Знамение, на стенах перед апсидой - предыстория Богоматери. В диаконнике (юго-восточном углу) – Иоанно-Предтеченский цикл и изображения святых жен. Всю западную стену под хорами и примыкающие участки южной и северной стен занимала огромная композиция Страшного Суда.
В западной части южной стены, в нише представлена ктиторская композиция. Ктитор нередицкой церкви князь Ярослав Владимирович с моделью храма в руках стоит перед Христом, сидящим на троне. Часть фрагментов данной композиции была смонтирована реставраторами на первоначальное место.
В настоящее время один из выдающихся памятников монументальной живописи Древней Руси является объектом музейного показа, входя в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.