Купить билет

Мастерская реставрации масляной живописи

Научный центр

Режим работы

9:00 – 18:00

Выходные:суббота,воскресенье

Новгородский музей-заповедник предоставляет исследователям право посещения реставрационных мастерских музея по согласованию с генеральным директором и главным хранителем.

Адрес и контакты

Почта для связи с отделом: ludnik10101@mail.ru

t_bodina@mail.ru

Кремль

Великий Новгород

О мастерской

История реставрации масляной живописи в Новгородском музее, также как и история реставрации икон, связана с именем Никиты Егоровича Давыдова (1884—1942), десять лет посвятившего реставрации икон и картин из собрания Новгородского музея. В конце 1925 года он был командирован из Русского музея в Новгород, став здесь первым штатным реставратором.  Продолжил эту работу Василий Макарович Чехонадский, приехавший в Новгород в 1958 году и проработавший в музее до 1979 года.  Его специализацией была темперная живопись, но он также занимался и картинами. Параллельно эпизодически масляную живопись реставрировали специалисты, приезжавшие из крупных реставрационных центров.

В 1978–1989 гг. мастерская располагалась на первом этаже в здании Митрополичьих покоев, где ей было выделено очень маленькое помещение, смежное с мастерской реставрации темперной живописи. Мастерская была обустроена очень скромно: отсутствовало специальное оборудование, были большие сложности с реставрационными материалами. В этот период в ней работали Галина Георгиевна Филиппова (1978—1981 гг., художник-реставратор III категории), Татьяна Николаевна Бодина (реставратор II категории), Светлана Александровна Попова (1981—1983 гг., не   аттестованный реставратор, поступившая в музей по окончании Суздальского художественного училища).

Главными задачами, стоящими перед реставраторами на начальном этапе, стали выведение из аварийного состояния большого количества картин, подготовка произведений к регулярно проводившимся временным выставкам, создание оптимальных условий хранения. Усилиями сотрудников в 1980-е гг. большая часть картин из фондов и экспозиций была выведена из аварийного состояния. Одновременно с этим проводились и серьёзные реставрационные работы. Была выполнена комплексная реставрация таких картин, как «Портрет Доменико Марини» К.П. Брюллова, «Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком-скороходом» Г.Х. Гроота, «Портрет дамы в чепце с голубой лентой» Ф.С. Рокотова, «Портрет графини Е.А. Стройновской» неизвестного художника первой половины XIX в., «Вырубленный лес» И.И. Шишкина (реставратор Т.Н. Бодина) и многие другие.

В конце 1990 –х годов в мастерскую пришли Мария Анатольевна Таранева (Федотова) и Людмила Михайловна Никулина. В 1990-е гг. магистральным направлением в работе мастерской стала подготовка десятков произведений для новой экспозиции «Русское изобразительное искусство XVIII—XX вв.», открывшейся в здании бывшего Дворянского собрания в 2001 г.

С 2000 г. мастерская располагается в здании бывшего Дворянского собрания, что очень важно, так как помещения находятся в непосредственной близости с фондом живописи и экспозицией. Она достаточно хорошо оборудована и оснащена. Здесь проводится реставрация картин, выполненных в технике масляной живописи и в смешанных техниках, предметов декоративно-прикладного искусства с живописью, а также миниатюр на кости.

В работе мастерской можно выявить несколько основных направлений. Во-первых, это обеспечение сохранности и стабильности состояния живописных произведений в экспозициях и фондах Новгородского музея, включая и его филиалы. Реставраторы мастерской проводят регулярные профилактические осмотры произведений живописи, осуществляют их реставрацию в мастерской.

Еще одним важным направлением деятельности является подготовка экспонатов к выставкам, что предполагает их осмотры, консервацию и реставрацию, сверку сохранности, упаковку и сопровождение до места экспонирования.

Третье направление — это реставрация наиболее ценных для музея предметов, которая ведётся по планам, формируемым с музейными хранителями.

Практическая реставрация сопровождается технико-технологическими исследованиями, которые проводятся с целью определения сохранности, разработки методики дальнейшей реставрации, атрибуции произведений. При необходимости привлекаются ведущие сотрудники крупнейших реставрационных центров страны.

Особым направлением работы является реставрация портретной миниатюры. Новгородский музей в настоящее время имеет значительную по количеству и художественному уровню коллекцию таких произведений.

Сотрудники мастерской регулярно выступают на конференциях, публикуют материалы по реставрации живописных произведений в музейном Ежегоднике.

Для расширения сферы реставрационной деятельности, профессионального роста сотрудники стажируются, консультируются в ведущих реставрационных организациях Санкт-Петербурга и Москвы.

В мастерской в течение двух последних десятилетий осуществляется подготовка молодых специалистов: на базе музея обучаются студенты реставрационного отделения Новгородского колледжа искусств имени С.В. Рахманинова. Преподаванием занималась заведующая мастерской Татьяна Николаевна Бодина, а с 2019г. – художник - реставратор Анжелика Николаевна  Клевцова.

Благодаря планомерной слаженной работе реставраторов (с 2020 года отдела реставрации станковой живописи (масло)), в фондах хранения живописи в настоящее время нет картин в аварийном состоянии. Живописные произведения, находящиеся в экспозициях музея, приведены в достойный экспозиционный вид. В сроки готовятся к экспонированию картины для всех временных выставок, проводимых музеем, как на своей территории, так и выдаваемых в другие музеи страны.

В 2020 году исполнилось 40 лет как в музее начала свою деятельность художник-реставратор высшей категории, заслуженный работник культуры России начальник отдела реставрации станковой масляной живописи Т.Н. Бодина.

Медиа

  • Мастерская реставрации масляной живописи [1]
  • Бодина Татьяна Николаевна
  • Брежнева Надежда Александровна
  • Клевцова Анжелика Николаевна
  • Никулина Людмила Михайловна
  • Раскатка большемерных полотен для фотофиксации
  • Реставраторы Т.Н. Бодина, Н.А. Брежнева и А.Н. Клевцова
  • Фотофиксация триптиха Оборона Севастополя
  • Мастерская реставрации масляной живописи [9]
  • Мастерская реставрации масляной живописи [10]
  • Показать ещё