Реставрационные мастерские

Режим работы

Доступ в реставрационные мастерские осуществляется

по согласованию с главным хранителем

Адрес и контакты

Кремль

Великий Новгород

Реставрация в музее

отдел реставрации музейных предметов в новгородском музее

 

В настоящее время в отдел реставрации музейных предметов входят десять реставрационных мастерских, работающих по следующим направлениям: реставрация темперной живописи, масляной живописи, миниатюры и современной темперы, тканей, металлов, керамики стекла, фарфора, камня и гипса, графики и документов, книжных переплетов, мокрой археологической древесины, кости и кожи, мебели и комбинированных материалов. Всего в отделе работает двадцать три специалиста. Двое реставраторов имеют высшую квалификационную категорию, восемь реставраторов аттестованы на 1 категорию, семь реставраторов аттестованы на 2 категорию, двое – на 3 категорию. Реставрационный отдел обслуживает экспозиции и выставки головного музея и шести филиалов районов области. Это не только реставрация, но и профилактические осмотры, позволяющие выявлять изменения состояния сохранности экспонатов и определять очередность реставрации предметов в зависимости от их состояния и экспозиционно-выставочных планов.

Реставраторов готовят высшие и средние специальные учебные учреждения страны, но до недавнего времени (особенно в области реставрации произведений прикладного искусства) в эту сферу приходили люди, заинтересованные в сохранении предметов искусства и памятников истории. В реставрационном отделе Новгородского музея-заповедника сейчас работает восемь человек со специальным высшим и средним образованием, половина из них окончили реставрационное отделение Новгородского колледжа искусств им. С. В. Рахманинова, где с самого его основания преподают лучшие реставраторы музея. Таким образом, старшее поколение специалистов готовит себе смену, представителям которой можно доверить богатейшие коллекции Новгородского музея-заповедника.

В 2021 году, несмотря на сложности, связанные с пандемией короновируса специалистами отдела реставрации музейных предметов  подготовлены к экспонированию 743 музейных предмета, из них: живописи – 43, графики -2, скульптуры – 3, предметов прикладного искусства, быта и этнографии – 196, археологии – 481, редких книг – 15, документов – 1, оружия -2.

Сотрудником отдела формирования и реализации выставочных программ художником - реставратором мебели В.М. Мисевичем отреставрировано 12 предметов мебели для новой экспозиции дворянского быта в доме Анны Орловой  в МДЗ Витославлицы. Для этой экспозиции закуплена антикварная мебель, реставрация которой начнется в 2022 году.                                                                         

В отделе реставрации темперной живописи начальником отдела Ю.Ю. Александровым проводились технико-технологические исследования на иконе 16 – 19 в.в  « Богоматерь Одигитрия Корсунская» возвращенной из ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, также, им продолжена расчистка иконы 14 века  « Богоматерь Одигитрия». Совместно с художником – реставратором Н.В. Железняковой и столяром П.В. Васильевым выполнено сложное восстановление основы иконы «Богоматерь Боголюбская с изображением Московского кремля» 18 в., работы на иконе будут продолжены Н.В. Железняковой в 2022 году.  Художником – реставратором Л.В. Васильевой завершена расчистка от разновременных слоев записи иконы «София Премудрость Божия» 17 века и начаты исследования красочного слоя и основы иконы 16 века  «Св. Николай Чудотворец Корельский».

В отделе реставрации масляной живописи всеми сотрудниками совместно с фотографом К. Храмовым  проделана большая работа по снятию с валов, в отдельных случаях укреплению грунта и красочного слоя и фотофиксации большемерных картин. Всего отснято 10 картин с 3 валов. Начальником отдела Т.Н. Бодиной завершена реставрация портрета императрицы Елизаветы Петровны 18 века. Художниками - реставраторами Л.М. Никулиной, А.Н. Клевцовой и Н.А. Брежневой выполнена реставрация большемерной картины Н.И. Крюкова «На священной земле» 1960-х г.г. Ими начата подготовка коллекции этюдов новгородского художника В.С. Рябова, юбилейная выставка которого запланирована на март 2022 года.

В течение года  в мастерской  металла реставратором Н.В. Медниковой отреставрированы для экспозиции во Владычной палате чаша водосвятная « Богоявление» (1659 г.), реликварий (ладаница)( XV в.), чаша водосвятная «Богоявление» (1593 г.), потир « Деисус. Голгофский крест. Евангелисты. Сцены страстного цикла» ( XVII в.), конец-начало XVIII в. дарохранительница « Сцены страстного цикла. Воскресение» ( 1751 г.); реставратором Н.П. Ганусяк отреставрирован комплекс предметов этнографии для МДЗ Витославлицы  и , конечно, в мастерской реставрировались предметы археологии.

В мастерской реставрации мокрой археологической древесины сотрудниками Л.В. Кокуцей и Е.Е. Колосницыной отреставрировано 374 предмета из дерева, кожи и кости, среди них большой интерес представляет кожаная шапка XII века – уникальная находка археологов и детский сапожок с заклепками. Кроме того, специалистами мастерской  были отреставрированы археологические деревянные и кожаные предметы  для экспозиции Староладожского историко – архитектурного и археологического музея - заповедника.

Реставраторами всех мастерских в течение года проводились профилактические осмотры  экспозиций и фондов головного музея и шести филиалов, по их результатам были составлены планы реставрации на 2022 год.

Специалистом по биологической защите музейных предметов  Л.В. Богословской и техником – дезинфектором Е.Н. Тришиной проведены профилактические осмотры во всех экспозициях головного музея и филиалов, выполнены дез. обработки в случаях необходимости.

ИСТОРИЯ ОТДЕЛА РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ В НОВГОРОДСКОМ МУЗЕЕ

Масштабные консервационно-реставрационные работы проводились в Новгороде силами приезжих специалистов в первые десятилетия XX в., касались они церковной архитектуры и монументальной живописи прославленных новгородских храмов — Спаса на Нередице, Николы на Липне, Успения на Волотовом поле и других, после революции отошедших в ведение Губмузея. После революции работа реставраторов распространилась на знаменитые Новгородские иконы. Вспоминая послереволюционные годы, Н.Г. Порфиридов, работавший в новгородском музее с 1918 по 1933 г., писал: «Начиная с 1918 г., сюда неоднократно приезжала Всероссийская реставрационная комиссия, руководимая И.Э. Грабарем. В перерывах между коллегиальными приездами Новгород неоднократно посещали ее отдельные члены и реставраторы — сам И.Э. Грабарь, А.И. Анисимов, Г.О. Чириков, П.И. Юкин. Но, т.к. Новгород формально входил в сферу Петроградского реставрационного отдела, еще более часто выезжали сюда комиссии из Петрограда».

В конце 1925 г. из Петрограда в Новгород приехал реставратор живописи Никита Егорович Давыдов, командированный на длительный срок Русским музеем. Этот год можно считать годом рождения новгородской реставрации, т.к. в музее появилась штатная единица реставратора. Давыдов занимался реставрацией темперной и масляной живописи и был мастером высочайшего уровня. Так, им была завершена реставрация иконы «Николы Липного» 1294 г. — признанного шедевра в коллекции новгородских икон и реставрация икон праздничного чина ц. Успения на Волотовом поле. Н.Г. Порфиридов писал о нем: «Это был во многих отношениях «зело премудрый философ», человек с золотыми руками». С Н.Е. Давыдовым, проработавшим до 1935 г., до начала войны, работал П.И. Сидоров.

П.И. Сидоров, реставратор темперной живописи Новгородского музея с середины 1930-х гг. до 1941 г. Фото 1940 г.

Еще до окончания войны, сразу после освобождения Новгорода началось восстановление музея. В городе практически не осталось жилья, плохо было с продовольствием, но уже в 1944 г. открылись первые экспозиции. После эвакуации постепенно возвращались музейные коллекции, и в штате снова появилась должность реставратора при фондовом отделе, ее занимала А.И. Иванова.

А.М. Мантейфель (справа), реставратор Новгородского музея. Фото начала 1950-х гг.

Г.А. Якимов и В.М. Чехонадский в реставрационной мастерской. Фото 1965 г.

С 1946 г. реставрацией возвращенных из эвакуации музейных предметов руководил Николай Александрович Чернышев, до войны живший в Ленинграде и работавший в Русском музее и Эрмитаже. Н.А. Чернышев окончил в 1927 г. Ленинградский художественно-промышленный техникум по специальности «гальванопластика и изготовление копий музейных предметов». Эти знания ему пригодились при восстановлении уникальных памятников немецкого декоративно-прикладного искусства — Большого и Малого паникадил Софийского собора и памятника «Тысячелетие России».

До и после войны в Новгородском музее занимались реставрацией муж и жена Мантейфель. Антонина Михайловна Мантейфель проработала в музее до начала 1960-х гг. Пройдя обучение у московских специалистов, работавших в фондах музея, она реставрировала иконы, картины и предметы из металла, кожи и дерева. Кроме этого, Антонина Михайловна оформляла экспозиции и выставки — писала задники для популярных в то время макетов и виды новгородских церквей до войны и после немецкой оккупации. В 1946 г. группой специалистов под руководством реставратора из Третьяковской галереи, Овчинникова, производились консервационные работы на предметах из металлов, дерева и иконах, возвращенных из Германии. С начала 1950-х гг. приезжали реставраторы из Москвы и Ленинграда, работавшие на договорной основе. В архиве музея сохранились документы, отражающие деятельность экспедиции из ГЦХРМ (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря) в конце 1950 гг., когда были выведены из аварийного состояния многие памятники иконописи.

В 1956 г. в связи с изменением статуса музея (краеведческий музей был реорганизован в историко-художественный) встал вопрос о создании реставрационного отдела.

В 1958 г. в Новгород из Москвы приехал Василий Макарович Чехонадский, окончивший в 1957 г. начальные курсы по подготовке реставраторов при ГЦХРМ. Он занимался реставрацией икон и картин, до 1979 г. заведуя реставрационно-художественной мастерской музея (впоследствии реставрационным отделом). Вместе с ним в это время работают Н.В. Ордынская, также окончившая курсы в ГЦХРМ, А.М. Мантейфель и ученик реставратора С.Б. Мантейфель. В 1962 г., после окончания Московского областного художественного училища памяти 1905 года, на должность старшего реставратора пришел Геннадий Александрович Якимов. В это время важным этапом стали консервация и подготовка к монтажу иконостасов Софийского собора, установленных в 1968 г. и открытие новой экспозиции художественного отдела.

С 1965 по 2008 год в мастерской реставрации металла работала Инаида Павловна Лешичева (Крошонина), с 1998 года руководившая отделом реставрации. Через ее руки прошли самые выдающиеся памятники декоративно – прикладного искусства и уникальные археологические находки, обогатившие экспозиции музея. Она подготовила многих реставраторов металла, работавших в мастерской и продолжающих работать в других музеях страны.

В 1980 году после окончания реставрационного отделения Института имени И.Е. Репина в новгородский музей пришла Татьяна Николаевна Бодина, руководящая в настоящее время отделом реставрации станковой живописи (масло). В экспозиции музея Изобразительных искусств представлено более 140 картин, среди них полотна Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, Д.Г. Левицкого, И.К. Айвазовского, В.Е. Маковского, С.Ф. Щедрина, В.Д. Поленова, К.П. Брюллова и других выдающихся русских художников, отреставрированных ею.

С 1981 года по настоящее время после окончания Московского художественного училища памяти 1905 года в отделе реставрации начальником отдела реставрации станковой живописи (масло) работает Юрий Юрьевич Александров, являющийся членом Аттестационной комиссии реставраторов МК РФ. Им отреставрированы уникальные иконы из собрания музея: « Усекновениеи обретениеглавы Иоанна Предтечи»XVII в, « Св. Димитрий Солунский» XVI в, « Архангел Михаил» XVI в, « Братья Алфановы- Сокольницкие чудотворцы» 1701 г.,«Богоматерь Умиление» XVII в, « Св. Троица Новозаветная. Чудо Св. Георгия о змие.Чудо Св. Димитрия Солунского о царе Калояне»XVIIIв. и многие другие, представленные на экспозиции музея.

Ю.Ю Александрову и Т.Н. Бодиной присвоены звания Заслуженных работников культуры РФ.