с 10.00 до 18.00
+79217309392

Реставрационные мастерские

Режим работы

Великий Новгород

Реставрация в музее

отдел реставрации музейных предметов в новгородском музее

В настоящее время в отдел реставрации музейных предметов входят девять реставрационных мастерских, работающих по следующим направлениям: реставрация темперной живописи, масляной живописи, миниатюры и современной темперы, тканей, металлов, керамики и фарфора, графики и документов, книжных переплетов, мокрой археологической древесины и кожи, мебели. 

Реставрационный отдел обслуживает экспозиции и выставки головного музея и шести филиалов районов области. Это не только реставрация, но и профилактические осмотры, позволяющие выявлять изменения состояния сохранности экспонатов и определять очередность реставрации предметов в зависимости от их состояния и экспозиционно-выставочных планов.

Реставраторов готовят высшие и средние специальные учебные учреждения страны, но до недавнего времени (особенно в области реставрации произведений прикладного искусства) в эту сферу приходили люди, заинтересованные в сохранении предметов искусства и памятников истории. В реставрационном отделе Новгородского музея-заповедника сейчас работает семь человек со специальным высшим и средним образованием, в основном  окончивших реставрационное отделение Новгородского колледжа искусств им. С. В. Рахманинова, где с самого его основания преподают лучшие реставраторы музея. Таким образом, старшее поколение специалистов готовит себе смену, представителям которой можно доверить богатейшие коллекции Новгородского музея-заповедника.

 

ИСТОРИЯ ОТДЕЛА РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ В НОВГОРОДСКОМ МУЗЕЕ

Масштабные консервационно-реставрационные работы проводились в Новгороде силами приезжих специалистов в первые десятилетия XX в., касались они церковной архитектуры и монументальной живописи прославленных новгородских храмов — Спаса на Нередице, Николы на Липне, Успения на Волотовом поле и других, после революции отошедших в ведение Губмузея. После революции работа реставраторов распространилась на знаменитые Новгородские иконы. Вспоминая послереволюционные годы, Н.Г. Порфиридов, работавший в новгородском музее с 1918 по 1933 г., писал: «Начиная с 1918 г., сюда неоднократно приезжала Всероссийская реставрационная комиссия, руководимая И.Э. Грабарем. В перерывах между коллегиальными приездами Новгород неоднократно посещали ее отдельные члены и реставраторы — сам И.Э. Грабарь, А.И. Анисимов, Г.О. Чириков, П.И. Юкин. Но, т.к. Новгород формально входил в сферу Петроградского реставрационного отдела, еще более часто выезжали сюда комиссии из Петрограда».

В 1925 г. из Петрограда в Новгород приехал реставратор живописи Никита Егорович Давыдов, командированный на длительный срок Русским музеем. Этот год можно считать годом рождения новгородской реставрации, т.к. в музее появилась штатная единица реставратора. Давыдов занимался реставрацией темперной и масляной живописи и был мастером высочайшего уровня. Так, им была завершена реставрация иконы «Николы Липного» 1294 г. — признанного шедевра в коллекции новгородских икон и реставрация икон праздничного чина ц. Успения на Волотовом поле. Н.Г. Порфиридов писал о нем: «Это был во многих отношениях «зело премудрый философ», человек с золотыми руками». С Н.Е. Давыдовым, проработавшим до 1935 г., до начала войны, работал П.И. Сидоров.

П.И. Сидоров, реставратор темперной живописи Новгородского музея с середины 1930-х гг. до 1941 г. Фото 1940 г.

Еще до окончания войны, сразу после освобождения Новгорода началось восстановление музея. В городе практически не осталось жилья, плохо было с продовольствием, но уже в 1944 г. открылись первые экспозиции. После эвакуации постепенно возвращались музейные коллекции, и в штате снова появилась должность реставратора при фондовом отделе, ее занимала А.И. Иванова.

А.М. Мантейфель (справа), реставратор Новгородского музея. Фото начала 1950-х гг.