Мастерская реставрации переплетов
Научный центр
Относится к комплексу: Реставрационные мастерские
9:00 – 18:00
Выходные: суббота, воскресенье
Новгородский музей-заповедник предоставляет исследователям право посещения реставрационных мастерских музея по согласованию с генеральным директором и главным хранителем.
Почта для связи с отделом: ludnik10101@mail.ru
Кремль
ИСТОРИЯ ОТДЕЛА РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ В НОВГОРОДСКОМ МУЗЕЕ
О мастерской
Реставрация книжных переплетов, зачастую ветхих, имеющих значительные утраты, представляет сложный и кропотливый процесс, требующий специальных знаний, профессиональных навыков и опыта. Большое значение в музейной реставрации переплетов имеет не только восстановление их прочности, сохранение всех особенностей, но и историческое соответствие вновь воссоздаваемых деталей подлинным образцам.
Организация мастерской реставрации переплётов произошла в 2006 г., когда в Новгородском музее начал работу техник-реставратор С.С. Ефимов. До этого времени, с 1987 по 1992 гг., реставрацией книжных переплетов занималась Н.Л. Биньковская (Гюнзбург), а с 2001 по 2006 гг., работа осуществлялась головщиком Новгородской общины Древлеправославной Поморской Церкви И.В. Исиляевым на договорных началах. Мастер переплетного дела И.В. Исиляев, изучивший историю книги, особенности материалов и тонкости переплетных процессов, обучил азам профессии С.С. Ефимова.
Сегодня мастерская располагается в здании бывших Митрополичьих покоев, при её оснащении необходимым оборудованием и инструментарием учтена специфика реставрации переплётов, требующая аутентичных материалов. Интересно, что приспособления для этого вида деятельности традиционны и остаются неизменными со времён средневековья. Основное оборудование, пришедшее к нам из средневековья, — переплётные тиски: толстые деревянные бруски с винтовым соединением. В них происходит придание формы корешку книги. Кожа переплёта обычно украшается тиснением — сочетанием отпечатков, имеющих различную орнаментальную форму. Тиснение наносится соответствующими инструментами — басмами и накатками, которые служат для получения на коже прямых и фигурных линий. Многообразны и инструменты для реставрации переплётов — иглы для сшивания блока, цветные нити для капталов, различные сорта бумаги, ножи для шерфования кожи. Приходится работать и молотком.
Поскольку книга представляет собой соединение художественно оформленных элементов из различных материалов, реставратор сталкивается с сочетаниями дерева, бумаги, ткани, кожи, картона, металла и с каждым материалом работает индивидуально, постепенно собирая книгу воедино.
В настоящее время в мастерской реставрации переплётов проводится весь комплекс работ: подготовка книжного блока к реставрации, демонтаж переплёта, общая очистка — удаление ярлыков и клеевых пятен, работа с блоком — склеивание, подклейка листов, установка крышек (чаще деревянных, но распространены и картонные), очистка и жирование кожи, восполнение утрат кожи (основной трудоёмкий вид работ, кожа в местах стыковки с новой утоньшается — «шерфуется» с помощью острого ножа). При отсутствии авторских, изготавливаются новые застёжки из металла.
Нередко в процессе реставрации удается «прочитать» следы, оставленные предыдущими мастерами; случается, что деревянные крышки книги стоят на другой, старые страницы более ранних книг служат для обклейки корешка и внутренней поверхности досок. Застёжки меняют свои места на одной и той же крышке, листы блока могут переставляться несколько раз.
Иногда к реставрации переплётов привлекаются реставраторы тканей и металлов: если переплёт обтянут тканью и оформлен металлическими накладками или «обложен» металлом. Перед поступлением в мастерскую реставрации переплётов книжные листы (как правило, первые и последние) реставрируются в мастерской реставрации графики и документов. Таким образом, процесс реставрации книг объединяет работу реставраторов различных материалов, а реставратор переплётов собирает все элементы в единое целое — книгу.