Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. К 670-летию храма

25 марта в 16 часов в Главном здании музея (зд. Присутственных мест, Кремль, 4) открывается выставка «Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле. К 670-летию храма». На выставке представлено более 40 экспонатов из собрания Новгородского музея-заповедника, многие из которых экспонируются впервые.

Основу юбилейной выставки составили редкие письменные и изобразительные источники: копии чертежей Владимира Суслова, находящихся в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге; снимки храма и его росписи из архива Михаила Каргера, напечатанные со стеклянных негативов, хранящихся в архиве Института истории материальной культуры РАН; а также ставшие библиографической редкостью публикации исследователей храма Владимира Суслова и Леонида Мацулевича. Значительную часть экспонируемых раритетов составляют обмерные чертежи и рисунки церкви Успения, имеющие исключительную научную ценность, а также копии и зарисовки волотовской росписи, являющиеся уникальными изобразительными источниками.

 

Послевоенную историю храма раскрывают рукописные материалы, снимки и чертежи из архивов Любови Шуляк и Леонида Красноречьева, с именами которых связаны первые исследования руин памятника. Заключительный этап реставрации церкви Успения представляют строительные материалы, обнаруженные в ходе ее исследований в 2001-2003 годах, публикация Нинели Кузьминой, а также фотографии из архива Тамары Анисимовой, запечатлевшие процесс возрождения храма и его росписи. Особое место на выставке занимают фрагменты волотовских фресок, которые экспонируются в процессе подборки на копиях калек с прорисью изображений.

Выставка будет работать по 23 мая.

Церковь Успения Богородицы – выдающийся памятник архитектуры и монументальной живописи XIV столетия. Новгородская первая летопись сообщает точные даты возведения храма (1352) и украшения его росписью (1363). Ансамбль росписи церкви Успения сохранялся до начала войны почти в полном объеме. По мнению исследователей, она была исполнена выдающимся византийским мастером. Иконографическая программа росписи храма трактовалась ее создателями как торжественная хвалебная песнь – гимн Богоматери. Всестороннее изучение церкви Успения началось на рубеже XIX-XX вв. Было создано более 190 калек с прорисями живописных композиций, выполнены обмеры храма и схемы росписи, а также сделано более 130 снимков храма и его фресковой живописи. В предвоенные десятилетия развернулось копирование настенной живописи памятника. В 1940-1941 гг. Управление Новгородскими музеями предприняло исследование и реставрацию церкви Успения на Волотовом поле. Завершение работ прервала Великая Отечественная война, ставшая катастрофой для этого уникального памятника, превращенного в руины. В 1949 году Любовь Шуляк провела первые раскопки завалов храма. В 1955 году Леонид Красноречьев выполнил его обмеры и разработал проект консервации храма, предусматривавший возведение кровли над выровненными стенами. Он подготовил также проект реконструкции церкви Успения на первоначальную дату. Следующим этапом послевоенной истории храма стала разборка завалов и извлечение фрагментов росписи в западном притворе и интерьере памятника под руководством Тамары Анисимовой в 1993-2001 гг. В ходе работ обнаружили более 1 750 000 фрагментов фресок, которые поступили в мастерскую для дальнейшей подборки. В июне 2001 года между Министерствами культуры РФ и ФРГ было подписано Соглашение об оказании безвозмездной помощи в восстановлении церкви Успения на Волотовом поле и ее росписи. Спонсором работ выступило предприятие Винтерсхалл АГ (ФРГ). Проект восстановления волотовского храма, разработанный Нинелью Кузьминой, предусматривал реконструкцию его первоначального облика. За реставрацию церкви Успения на Волотовом поле, которая проводилась в 2001-2003 гг., Леониду Красноречьеву и Нинели Кузьминой была присуждена Государственная премия Российской Федерации. Масштабная и кропотливая работа по подборке фрагментов волотовских фресок под руководством Тамары Анисимовой продолжается до настоящего времени. Из 195 живописных композиций, украшавших интерьер церкви до ее разрушения, 155 – находятся в процессе реставрации. 18 композиций уже установлены в храме на первоначальные места по методике, разработанной новгородскими и немецкими реставраторами.