Деревенские грамотеи

С 15 октября в Главном здании музея (зд. Присутственных мест, Кремль, 4, 1 этаж) начинает работать выставка «Деревенские грамотеи». Выставка рассказывает о распространении грамотности в деревнях Новгородской губернии во второй половине XIX – начале XX веков, о роли земства и церкви в обучении крестьян, о конкретных людях, способствовавших получению крестьянами начального образования. На выставке представлено около ста пятидесяти предметов: книги, документы, письма, открытки, фотографии с надписями, оставленными самими крестьянами или по их просьбе написанными грамотными людьми; экспонаты, касающиеся знаний крестьян о счете, весе, измерении, а также связанные со школьным образованием: учебники, школьные принадлежности, личные вещи учителей. На выставке можно увидеть аппарат «Волшебный фонарь» и списки литературы, которую читали новгородские крестьяне.

На протяжении веков крестьянство являлось самым многочисленным сословием Российского государства, основной производительной силой. Однако, по мнению некоторых исследователей, грамотность среди крестьянского населения была низкой вплоть до начала ХХ века. Другие ученые считают, что представление о неграмотности крестьян, об их оторванности от книжной культуры является заблуждением. С давних пор крестьяне для своих детей организовывали так называемые школы грамоты, где обучали письму, чтению и счёту. Отношение крестьян к грамоте значительно изменилось под воздействием реформ 1860-1870-х годов, которые положили начало изменению социально-экономической жизни России. В связи с развитием промышленности возросла потребность в грамотных работниках. В складывающейся новой ситуации крестьяне стали понимать важность и необходимость получения начального образования, отсутствие которого зачастую не позволяло им добиться успеха.  

Выставка начинается с орудий труда, предметов быта, имеющих знаки (метки), которыми помечали свои вещи владельцы. В далекие времена метки служили родовыми знаками, отражающими основные занятия населения. С распространением грамотности на предметах стали появляться надписи, но обычай ставить знаки вместо имени и фамилии долго удерживался в народной среде. Надписи носили разный характер: дарственный, поясняющий и пр. Указывались, например, даты, места изготовления и бытования, имена мастеров, владельцев или только их инициалы, раскрывалось содержание сюжетных композиций. Одни надписи выполнены грамотно, другие – с ошибками в виде пропущенных или недописанных букв.

В последние десятилетия XIX века основное начальное народное образование давали министерские образцовые начальные народные училища, земские, церковно-приходские школы. Образовательные учреждения открывались земствами, сельскими обществами, частными лицами. В церковно-приходских школах, создаваемых по инициативе частных, чаще всего духовных лиц, обычно учителями были священники и члены их семейств. На выставке представлена, например, история семьи священников Лево́чских, которые создавали церковно-приходские и частные школы.

Устройство школ, бесплатных народных библиотек-читален было одним из главных направлений в деятельности земства. Большая роль в работе народных библиотек принадлежала учителям. Библиотеки находились при больницах, школах, церквях. В крестьянских избах, земских школах, чайных, принадлежащих комитетам попечительства о народной трезвости, проводились народные чтения с разной тематикой, иногда с использованием «Волшебного фонаря», показывающего «туманные картинки». Крестьяне все чаще покупали книги на ярмарках, у торговцев-разносчиков (книгонош). У сельских жителей повышался интерес к книге, знанию, образованию.

Через историю семьи грамотного талантливого крестьянина А.Ф. Федорова (1863-1944) из д. Горнецкое Маловишерского района показана образованность некоторых крестьян. Из крестьянской среды вышло немало изобретателей-самоучек, талантливых деятелей в различных областях. Многие крестьяне, ставшие купцами или разночинцами, всячески содействовали развитию своей родной местности. Они, наряду с представителями интеллигенции, дворянства, являлись попечителями школьных учреждений, меценатами, инициаторами создания школ для крестьянских детей. Немаловажное значение имела деятельность «деревенских грамотеев»: писарей, врачей, учителей. Изменениям в крестьянской культуре способствовала деятельность самых разных слоёв населения, которым была небезразлична судьба народа.

 Выставка будет работать по 15 ноября.