Купить билет

Драгоценный оклад XII века вернулся в экспозицию Новгородского музея-заповедника после длительной реставрации

12 ноября 2021Владычная (Грановитая) палатаНовгородский кремльРеставрация, Новые поступления

В экспозиции «Ювелирное и декоративно-прикладное искусство V-XIX веков» Владычной (Грановитой) палаты выставлен оклад иконы «Богоматерь Одигитрия (Корсунская, Иерусалимская)».

Памятник XII века из фондов Новгородского музея-заповедника более 15 лет находился на реставрации в Москве. Теперь он будет постоянно экспонироваться как произведение новгородского декоративно-прикладного искусства.

Икона «Богоматерь Корсунская» в драгоценном серебряном окладе занимала важное место в убранстве Софийского собора. Согласно описи 1736 года (ранней из опубликованных описей собора), икона располагалась в южной части главного иконостаса и была крайней в местном ряду. В середине XIX века образ Богоматери был перемещен в западную паперть собора, а в начале XX столетия – в южную Мартирьевскую паперть. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена оккупантами в Германию; в 1947 году после возвращения из Германии направлена на реставрацию в ГЦХРМ, откуда передана в Новгородский музей.

Дошедший до нашего времени образ Богородицы представляет собой не единовременно созданное произведение, а сложную комбинацию разновременных частей, древнейшей из которых является серебряный оклад. Исследователи относят время его создания к XII столетию и указывают на сходство с окладом другой древней иконы Софийского собора – «Апостолы Петр и Павел». Оклад закрывает изображение нимбов Богородицы и Христа, фон и поля иконы; на верхнем поле представлен пятифигурный Деисусный чин, на боковых полях – образы святых воинов-мучеников Евстафия, Меркурия и Никиты, Феодора, Прокопия и Нестора. Икона же была написана не ранее XVI века и, видимо, заменила обветшавший к тому времени почитаемый образ. На этот написанный заново список и был перенесен серебряный оклад.

С февраля 2005 года икона в окладе «Богоматерь Корсунская» находилась на реставрации в ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Оклад был демонтирован с поверхности иконы, с его лицевой и оборотной стороны были удалены загрязнения и окислы, выполнен монтаж на новое основание (планшет).

  • [Телесюжет] После реставрации в Новгородский музей вернулся драгоценный оклад иконы Богоматери