с 10.00 до 18.00
+79217309392

Коллекция книжной графики на выставке к 200-летию Ф.М. Достоевского

С 12 августа в Главном здании Новгородского музея-заповедника (здание Присутственных мест, Кремль, 4) начинает работу выставка «Новая жизнь героев Достоевского. Книжная графика из коллекции издательства "Vita Nova"». Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского и объединяет более 80 произведений оригинальной графики Андрея Харшака, Бориса Непомнящего, Михаила Гавричкова и Аллы Джегирей. Коллекцию книжной графики издательства «Вита Нова» (Санкт-Петербург) дополняют экспонаты из собрания Новгородского музея-заповедника.

Каждый из четырех художников представляет «своего» Достоевского. Разнообразие, иногда спорность трактовок делают встречу с классиком мировой литературы живой и творческой. Текст, соединенный с выразительным зрительным образом, открывается подчас с новой стороны, становится отчетливо современным, естественно необходимым для ума и сердца не только старшего поколения, но и для тех, кто только-только входит во взрослую жизнь со всей ее сложностью, неоднозначностью, трагизмом и любовью.

Издательство «Вита Нова», основанное в Санкт-Петербурге в 2000 году, специализируется на малотиражных коллекционных иллюстрированных изданиях мировой классики, биографических и литературоведческих книг. Среди них книги с иллюстрациями мастеров прошлого, а также работами известных современных художников. Продолжая традиции книжной культуры XIX–XX столетий, «Вита Нова» создает особые экземпляры, которые дополнены авторскими оттисками гравированных иллюстраций, иногда вручную раскрашенными художником, или папками с комплектом гравюр, подписанных автором.

Коллекцию книжной графики «Вита Нова» составляют более 15000 оригиналов иллюстраций, созданных специально для книг издательства. Многие из них экспонировались в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном музее А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее и Театральном музее им. Бахрушина (Москва), Государственном Эрмитаже и ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург), в Национальном музее республики Беларусь (Минск) и других.

Книги издательства удостоены более девяноста дипломов и наград, включая «Золотое яблоко» Международной биеннале иллюстрации в Братиславе и высшие книжные награды России — Гран-при конкурса «Книга года» (2002, 2016, 2019 годы).

МИХАИЛ ГАВРИЧКОВ Михаил Алексеевич Гавричков родился в 1963 г. в Ленинграде. В 1987 – окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (факультет графики). Член Союза художников России. Участник всемирных конгрессов экслибриса в Чехии (1996), России (1998), США (1999). С 1996 по 2000 год преподавал в РГПУ им. Герцена рисунок, композицию, офорт, линогравюру. Стипендиат Фонда попечителей Мариинского театра за 1995 г. и Президентского фонда за 1997 г. Живописец, график, иллюстратор, экслибрисист, создатель изобретательных скульптур-ассамбляжей, Михаил Гавричков отдает предпочтение сложной технике офорта. Его гравюры многодельны, наполнены значимыми деталями, каждая из которых несет свою смысловую или художественную нагрузку. К книжной иллюстрации художник обратился в конце восьмидесятых годов. С тех пор им проиллюстрированы более 30 книг, среди которых «Новеллы» Э. Т. А. Гофмана, «Мифы Древней Греции», «Пьесы» Е. Шварца, «Сказки старых времен» Р. Киплинга, «Питер Пен» Дж. Барри, «Золотой жук» Э. По, «Рассказы о Шерлоке Холмсе» А. Конан Дойла, «Сказки» Х.-Кю Андерсена, «История государства Российского», «Исландские саги». В книжной графике М. Гавричков — мистик и визионер, что совсем не противоречит нарочитой «сделанности» его рисунков пером или офортов. Михаил Гавричков — участник более 120 выставок в России и за рубежом, из них 18 — персональные, в том числе в ЦВЗ «Манеж» в 2001 г. Работы художника находятся в собраниях ГЭ, Российской национальной библиотеки, библиотеки Кембриджского университета (Бостон, США), Музея карт (Франция), музея Эротики (Швейцария), а так же в частных собраниях России, Англии, Германии, Голландии, Италии и США. АЛЛА ДЖИГИРЕЙ Алла Александровна Джигирей родилась в 1964 г. в Ленинграде. В 1989 г. окончила факультет архитектуры Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Член Союза художников России с 1994 г. Организатор и член петербургского творческого объединения живописцев «Дети Архипа Куинджи», основанного в 1999 г. Сотрудничала с издательствами «Детгиз», «Нева», «Специальная литература», в журналах «Всемирный следопыт», «Костер» и др. Работает в техниках акварели, гуаши, темперы, туши, литографии. С 1989 г. участник более двухсот российских и международных выставок и фестивалей искусств, где не раз становилась лауреатом и дипломантом. Работы хранятся в Российской национальной библиотеке, Музее современного искусства ЦВЗ «Манеж», Архиве Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Центральном музее железнодорожного транспорта (все – Санкт-Петербург), Рязанском государственном областном художественном музее им. И. П. Пожалостина, Музее «Царскосельская коллекция» (Пушкин) и в других собраниях. Живет и работает в Санкт-Петербурге. В 2014 г. в издательстве «Вита Нова» вышла книга Чарльза Диккенса «Лавка древностей» с иллюстрациями Аллы Джигирей АНДРЕЙ ХАРШАК Андрей Александрович Харшак родился в Ленинграде в 1950 г. в семье художника. В 1975 – окончил графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (мастерская профессора Г. Д. Епифанова). Им были созданы серии иллюстраций к повести А. С. Грина «Алые паруса» (1977–1978), балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед» (1980), роману А. Н. Толстого «Аэлита» (1985–1986) и др. Наряду с книгой А. Харшак много работает в области станковой графики, в технике цветного офорта, литографии и гуаши. Наиболее значительной работой художника является серия иллюстраций к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1987–1990). Она экспонировалась на многочисленных выставках в России и во многих странах Западной Европы и США. Много времени А. Харшак уделил созданию декоративных и фигуративных композиций, выполняемых полиграфическими красками на бумаге. Эта техника, позволяющая в какой-то мере объединить искусство живописи и графики, расширяет границы формального поиска и позволяет художнику использовать богатый опыт работы на пленэре. С 1991 г. А. Харшак начал заниматься масляной живописью. Изображенные им фрагменты архитектуры старых петербургских зданий осязаемо реальны. Автор определяет этот жанр как пейзаж и натюрморт одновременно. С 1996 по 2003 г. А. Харшак возглавлял кафедру графики Северо-Западного института печати и являлся художественным руководителем Санкт-Петербургского центра книги и графики. В 2001 г. А. Харшаку было присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». БОРИС НЕПОМНЯЩИЙ Борис Львович Непомнящий родился в Киеве в 1945 г., блестяще закончил одно из старейших учебных заведений – Одесское художественное училище им. М.Б. Грекова, а затем – знаменитую «муху» – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. В 1971 г. Борис Непомнящий приезжает в Новгород. Город, расположенный между Москвой и Петербургом, был небольшим, но имел собственное лицо.. Борис Непомнящий быстро и абсолютно органично вошел в новую для него художественную среду. В 1972 г. он впервые принял участие в Областной художественной выставке. Его произведения сразу были замечены. В 1975 г. - стал членом СХ РСФСР, несколько лет руководил молодежной организацией НОСХа, был членом Правления, в трудные 1990-е и 2000-е гг. его не раз избирали председателем Правления. Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Борис Непомнящий, будучи профессором университета, оказал огромное влияние на формирование нового поколения художников, его ученики успешно работают в Москве, Санкт-Петербурге, в других крупных городах России. Борис Непомнящий один из крупнейших мастеров офорта. Вместе с тем он блестяще раскрылся и в оригинальной графике. Его произведения экспонировались на многочисленных выставках в России и за рубежом. Работает в книжной и станковой графике. Офорты, пастели и рисунки художника находятся в коллекциях ГТГ, ГРМ, Новгородского музея-заповедника, в фондах многих российских и зарубежных собраний.