Полаты пречудны. Выставка к 10-летию окончания реставрации Палаты архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля
С 28 апреля во Владычной палате (Кремль, 14) начинает работать выставка «Полаты пречудны». Выставка посвящена 10-летию окончания реставрации Палаты архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля. В состав экспозиции включено более 40 предметов XV-XVIII веков из нескольких коллекций, переданных в собрание Новгородского музея-заповедника археологом Ильей Антиповым и архитектором-реставратором Дмитрием Яковлевым. Эти архитектурно-археологические предметы, обнаруженные в процессе многолетних исследований Палаты, представлены публике впервые. Среди них – строительные материалы XV века: особый тип кирпичей со сдвоенными валами, предназначавшийся для выкладки нервюр; кирпичи со скругленным ложком – для кладки круглого столпа; основные типы лекальных кирпичей – для обрамлений многочисленных оконных и дверных проемов, ниш, а также для выкладки щипцов над контрфорсами. Из более поздних предметов – керамические плитки пола XVI - XVII веков, лекальные кирпичи середины XVII века, а также рельефные полихромные и гладкие расписные изразцы XVIII века, которые использовались для облицовки печей, сменивших первоначальную систему отопления в более позднее время.
Выставка будет работать по 30 апреля 2023 года.
В 2012 году завершились многолетние исследования и реставрация Владычной палаты (Палаты архиепископа Евфимия II) – уникального памятника гражданской архитектуры, выполненного в готическом стиле. Масштабные работы проводились с 2006 года под руководством Ирины Калугиной (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, Москва), археологическими раскопками руководил Илья Антипов (Санкт-Петербургский университет). В 2015 году за реставрацию Владычной палаты Ирине Калугиной – руководителю проекта, Илье Антипову – археологу, Владимиру Бакулину – реставратору-строителю, Владимиру Сарабьянову – художнику-реставратору (посмертно), Дмитрию Яковлеву – архитектору-реставратору, была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.
По свидетельству летописей, Палату в 1433 году возвели немецкие мастера. Свой первоначальный облик сооружение сохраняло недолго, его неоднократно перестраивали, начиная уже с XVI века и вплоть до XIX века, когда к восточной трехэтажной части Палаты с юга была пристроена паперть (1820-е годы), а к западной двухэтажной - Корпус викариев (Иоанновский, конец XIX века), сохранившиеся до наших дней.
Целью натурных исследований и реставрации памятника было выявление его первоначальных особенностей, а также более поздних элементов и форм, относящихся к следующим этапам его строительной истории. В процессе изучения установлено, что Палата владыки Евфимия, изначально включавшая еще одну южную трехэтажную часть, имела более внушительные размеры и сложную внутреннюю структуру. Монументальное сооружение обладало парадным внешним обликом, в формировании которого важная роль принадлежала высокому островерхому завершению. Исследования подтвердили факт работы немецких мастеров, выявив целый ряд конструктивных и архитектурно-художественных особенностей, не свойственных постройкам древнерусского зодчества. К их числу относятся не только готические своды с усложненным рисунком нервюр, но и формы порталов, окон и ниш, широко использовавшихся как на фасадах, так и во многих помещениях Палаты, декоративные элементы, формат и тип кирпича, а также ряд других особенностей. Примечательна и сама лусковая техника кладки, при которой лицевые части стен были выложены из некрупного большемерного кирпича, а в забутовке использовались валуны и плитняк. Профилированные конструктивные элементы – нервюры, а также декоративные детали – обрамления оконных и дверных проемов, ниш, выполнялись из нескольких типов лекального кирпича, профили которого вырезались по сырцу.