Из разных губерний
Выставка
07 июня - 09 сентября 2024 года
+79217309392 (Информационный центр музея)
Главное здание музея, 1 этаж, выставочный зал Кремль, 4
Купить билеты- Время на осмотр1 час
- Доступная средаМентальные нарушения (при условии сопровождения)
- РекомендуетсяВзрослыеДети
О событии
На выставке представлены праздничные крестьянские костюмы Новгородской, Санкт-Петербургской, Вологодской, Олонецкой, Архангельской, Тверской, Псковской, Ярославской, Владимирской губерний XVIII – 1 трети ХХ в. из фондов Новгородского музея-заповедника (9 костюмов), Российского этнографического музея (5 костюмов) и собрания Ивана и Юлии Глазуновых (5 костюмов).
В художественном оформлении использованы графические работы выдающегося архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева, чья деятельность по созданию и развитию музея под открытым небом позволила сохранить для следующих поколений уникальные образцы новгородского деревянного зодчества.
Народные костюмы характеризуют традиционно-бытовую культуру русской деревни. Во время пахоты, сева, жатвы, обмолота, ухода за скотом крестьяне стремились выполнить всю работу в сроки и качественно, не заботясь о своём внешнем виде. Одежда, которую деревенские жители носили в будни, «зався», отличалась от праздничной по цвету и материалам, ее шили чаще всего из традиционно окрашенных домотканых холстов, и, прежде всего, она должна была быть удобной, немаркой, защищать тело от холода, жары, мошкары.
В трудовые будни деревенской жизни органично вписывались праздники. Народные гуляния сближали людей, укрепляя родственные связи, позволяли отдохнуть от тяжелой работы.
В круговороте повседневных дел, крестьяне находили силы, время и средства для пошива праздничной одежды из фабричной ткани и покупки на ярмарке лент, тесьмы, пуговиц и позументов. Яркие и дорогие наряды берегли, передавали из поколения в поколение.
Праздничные крестьянские костюмы поражают разнообразием: сарафаны из крашеного льняного холста и шелкового штофа, кофты-баски из ситца и тафты, сороки, кокошники, платки, косники, расшитые золотными нитями.
Особая подготовка шла к престольным праздникам. В деревню, которая «держала престол», съезжались гости из разных губерний. Принимающая гостей сторона показывала себя с выгодной стороны, демонстрируя все лучшие наряды. Гости не хотели «ударить в грязь лицом» и приезжали на праздник в самых красивых и дорогих костюмах «на выход» (одёже, сряде, скруте).
Традиционно на праздниках стремилась покрасоваться деревенская молодежь. Девушки дополняли свои костюмы яркими лентами, жемчужными и бисерными украшениями. Парни щеголяли в новых сапогах со «скрипом», поблескивали часами и кольцами. Представители других поколений не оставались в стороне от гуляний. Бабы доставали из расписных сундуков золототканые платки, золотошвейные сороки, кокошники и сборники. К праздникам для детей шили одежду из яркой покупной ткани. Молодые матери хвалились своими одетыми «как куколка» ребятишками.
На территориях Новгородской, Санкт-Петербургской, Вологодской, Архангельской, Тверской, Псковской, Ярославской и Московской губерний. бытовал комплекс одежды с сарафаном. Сарафан – длинная одежда на широких плечиках или лямках. Известно 4 типа. Самый древний тип сарафана - глухой косоклинный. Глухие сарафаны шились из домашнего сукна или холста. Второй тип сарафана - распашной косоклинный, в боковые швы которого вшивались косые клинья с подклинками, расширяющими подол. Третий тип - круглый или прямой сарафан на узких лямках, который шили из нескольких прямых полотнищ ткани, сосборенных на груди или под грудью. Этот тип сарафана пользовался популярностью у молодых женщин. Четвертый тип - сарафан с лифом. Наряду с сарафанным, бытовал юбочный комплекс, включавший в себя кофту либо баску, юбку, передник, головной убор с платком или косынкой. Праздничные баски, сшитые из шуршащей тафты, вместе с юбкой составляли женский костюм – «парочку».
Мужской костюм традиционно состоял из рубахи-косоворотки, брюк (портов, штанов и нижних портков), пояса, картуза или шапки, сапог или лаптей с онучами и оборами. Осенью и зимой костюм дополняла верхняя одежда: понитки, кафтаны, армяки, тулупы, валенки. Неженатые парни даже холодное время года ходили, не застегиваясь «нараспах». Праздничные рубахи шили из сатина, шёлка, атласа. Косоворотки с накладными карманами украшали вышивкой. Кожаные сапоги «со скрипом» начищали до блеска. Хорошая одежда выступала как знак вольной молодёжной жизни. Для парней важную роль играли покупные вещи – часы с цепочками, кольца, галстуки – городские атрибуты, подтверждающие их умение зарабатывать и тратить деньги.
Крестьянские костюмы, наполненные мгновениями счастья и радости, пережитыми нашими предками, переносят современников в атмосферу деревенских праздников столетия назад.