Новгородская I летопись – уникальный памятник русской книжности
Выставка
28 марта - 25 мая 2022 года - в дни работы музея
+79217309392 (информационный центр музея)
Кремль, 13
Купить билет онлайн- Время на осмотр30 минут
- Доступная средаНарушения слуха (при условии сопровождения)Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
- РекомендуетсяВзрослые
О выставке
Открытие выставки состоялось 28 марта в Музее письменности (Лихудов корпус. Кремль, 13). В церемонии приняли участие: Наталья Григорьева, генеральный директор Новгородского музея-заповедника; Алексей Сиренов, директор Санкт-Петербургского института истории РАН; Варвара Вовина, заместитель директора по научному сотрудничеству Санкт-Петербургского института истории РАН; Митрополит Новгородский и Старорусский Лев; епископ Юрьевский Арсений; протоиерей Александр Ранне; Борис Ковалев, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН и др.
В экспозиционном пространстве можно увидеть Комиссионный список Новгородской первой летописи — один из основных памятников новгородского летописания, содержащий ценнейшие сведения об истории Русского государства. В нем содержится информация о призвании варягов на Русь, Ледовом побоище, текст «Русской правды» и сведения о других важнейших событиях отечественной истории. Для широкой публики — это возможность впервые вживую познакомиться с уникальным памятником русской книжности, который хранится в Архиве Санкт-Петербургского института истории РАН и ранее никогда не покидал стен этого учреждения. Выставка стала возможна благодаря проекту «История письма европейской цивилизации» и сотрудничеству Новгородского музея-заповедника и Санкт-Петербургского института истории РАН.
Новгородская первая летопись известна в двух изводах (редакциях). К старшему изводу относится единственный пергаменный Синодальный список XIII - XIV веков — древнейшая сохранившаяся русская летопись (хранится в Государственном историческом музее). В этом списке утрачены первые 16 тетрадей, поэтому он начинается с известий 1016 года. Младший извод представлен девятью списками. Самые ранние из них — Комиссионный и Академический — относятся к 1440-м годам.
Комиссионный список, который и представлен на выставке, получил свое название по имени Археографической комиссии, созданной в 1834 году при Министерстве народного просвещения в Санкт-Петербурге для издания источников по русской истории с древнейших времен до конца XVII века. Комиссия продолжила свою деятельность и после революции 1917 года. Наследником Археографической комиссии в настоящее время является Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук, а ее документы, включая Комиссионный список Новгородской первой летописи, хранятся в Архиве института.
Комиссионный список — это рукопись в четверть листа, объемом в 320 листов. Основная часть (л. 28-257) написана одним писцом и доведена до 1439 года, бумага датируется второй четвертью XV века; другим писцом написаны известия за 1440—1446 годы (л. 257-264), а также нелетописные статьи (л. 7-13, 265-305), третий писец переписал статьи на л. 13-24.
История изучения Новгородской первой летописи насчитывает уже более двух с половиной столетий. Оба ее извода были введены в научный оборот еще в XVIII веке. Выдающийся вклад в исследования Новгородской первой летописи внес академик Императорской академии наук Алексей Шахматов. В настоящее время изучением памятника продолжают заниматься ведущие российские историки и филологи, в частности Алексей Гиппиус и Тимофей Гимон.
В период работы выставки запланирован цикл лекций, посвященных истории русского летописания. 24 мая, в День Славянской письменности и культуры, состоится лекция Алексея Сиренова, члена-корреспондента РАН, директора Санкт-Петербургского института истории РАН «Сказание о святых князьях русских и Комиссионный список Новгородской I летописи». Лекция посвящена нелетописному тексту в составе Новгородской I летописи. В более раннем варианте он назван Сказанием о святых князьях русских. Этот исторический трактат середины XIV века повествует о предыстории Московского государства. В свое время Сказание имело важное идеологическое значение, а позднее попало в Новгород и сохранилось благодаря новгородским летописям.