Ювелирное искусство V - XIX веков в собрании Новгородского музея-заповедника
Выставка
- Время на осмотр1 час
- Доступная средаНарушения слуха (при условии сопровождения)Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
- РекомендуетсяВзрослыеПушкинская карта
Стоимость билетов
Об экспозиции
Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.
В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западно-европейских мастеров. Среди них высокие образцы ХI - XII вв., «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора: древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры.
Изделия ювелиров, резчиков по кости, камню, дереву периода монголо-татарского нашествия XIII - XIV вв. представлены немногими из сохранившихся предметов личного благочестия, знакомящими с местными особенностями миниатюрной пластики. Образцы уникальной храмовой утвари XIV-ХV вв. раскрывают смысл православного богослужения. Особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский панагиар, исполненный новгородским ювелиром Иваном в 1435 г.
В экспозиции представлены также памятники, свидетельствующие об иноземных контактах средневекового Новгорода со странами византийского ареала и Западной Европы. Большой интерес вызывают костяной ларец-аворий константинопольской работы, оклады Евангелий, исполненные мастерами французского Лиможа, ларец, происходящий из Рейнской области, реликварий немецкой работы.
В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства, позволяющие проследить тенденции в развитии золотого и серебряного дела Новгорода ХVI-ХVII вв. Особый интерес вызывают изделия первой половины XVI в. с широким применением изящной скани, литых утонченных рельефов, драгоценных камней – кабошонов. В экспозиции представлены искусно выполненные серебряные и золотые оклады напрестольных и наперсных крестов, наперсных икон из Софийского собора, Евангелия из Юрьева монастыря.
Среди экспонатов привлекает внимание панагия архиепископа Пимена с византийской камеей XI в., овальным синолойным резным образом в золотой оправе с деликатным вкраплением эмали и драгоценными сапфирами.
Предметы личного благочестия новгородских архиереев XV-XVI вв., атрибуты богослужения, происходящие из ризницы Софийского собора, заслуживают самой высокой оценки. Они отмечены богатой орнаментальной отделкой, высокой техничностью и художественным достоинством. Таковы посохи владык Геронтия и архиепископа Пимена, водосвятная чаша 1593 г., кадило 1586 г.
Церковные древности XVII в., поступившие из храмов и монастырей Новгорода, составляют наиболее многочисленную группу памятников некогда наполнявших новгородские храмы. Высокий профессионализм новгородских чеканщиков и граверов демонстрируют кадила из Духова и Антониева монастырей, напрестольный крест работы Григория Лопкова 1690 г., софийские рипиды и панагия митрополита Макария, оклад большого складня «Святой Евфимий Вяжищский». Удивительно гармонично и торжественно блюдо 1659 г. для водоосвященного креста из Вяжищского монастыря. Логичное построение растительного орнамента, высота рельефа чеканки, четкость передачи декора в резном узоре, чистота отделки улавливаются в каждом произведении.
Интересны и важны работы эмальеров ХVII в. Это образцы православной утвари: большой потир из Софийского собора, оклады дорожных складней, Евангелия 1654 г., панагия из Георгиевского собора. Изделия ювелирной школы Новгорода в целом отличает богатый орнаментальный язык, устойчивые сочетания оттенков эмали, наличие вкладных пространных надписей вязью.
Продолжение экспозиции включает более ста пятидесяти произведений серебряного и золотого дела XVII-XIX вв. и располагается в трех залах второго этажа корпуса викариев (здание Иоанновского корпуса). Первый зал посвящен образцам светского искусства, но нашедшим применение среди церковной утвари. Русская и западно-европейская драгоценная посуда, осветительные приборы, предметы быта конца XVII - XVIII вв., поступившие из новгородских храмов, в таком объеме экспонируются впервые.
Из доминирующих ювелирных технических приемов этого периода наиболее распространены скань с эмалью, чеканка, басма (тиснение). Изделия новгородских и московских авторов, выполненные из драгоценных металлов, представлены значительным разнообразием типов. Массивный подсвечник-примикирий из серебра со шлемовидным поддоном на «чешуйчатом» стояне украшен чеканными, хорошо известными с XVI в., «ложками и яблоками» с включением самоцветов. В нижней части поддона выгравирована резная вязевая надпись 1650 г. о вкладе митрополита Никона в Софийский собор.
К наиболее распространенным типам пиршественной посуды издавна принадлежат ковши – сосуды для черпания жидкостей и питья, уменьшительное название которых корчики или чарки. Ковши исполнялись из единого листа серебра или золота и напоминали плывущую птицу или ладью. Средневековый Новгород славился производством ковшей и поставлял их в другие города. Корчики, как правило, спаяны из отдельных деталей. Литые фигурная ручка и орнаментированный поддон дополняли эти изделия. Ковши снабжены надписями разного характера: о пожаловании, заздравные, с советами пьющим, изречениями. Большой ковш с изображениями двуглавых орлов пожалован императором Петром I. Резная надпись повествует о награждении новгородского посадского человека Афанасия Золотова за сбор пошлины с «питейных домов» в 1700 году.
С введением новых обычаев и новых напитков появляются новые формы посуды и других бытовых предметов. Чарки, кружки, чайники, кофейники, кубки, табакерки, шкатулки интересны особенностями богатой орнаментации, включением других материалов: дерева, поделочного камня, монет. Внимание привлекают чарки из скорлупы кокосового ореха в серебряной оправе, пожалованные императрицей Анной Иоанновной Софийскому собору.
Большая группа западно-европейских изделий представлена, в основном, серебряной посудой из германских метрополий, которая ценилась выше других. В Россию приток европейских изделий шел путем закупок иностранных «узорочных товаров», за счет даров и дипломатических подношений по правилам международного этикета. Интересны стопы, рукомои, кубки, тарели, исполненные известными ювелирами Нюрнберга, Гамбурга, Стокгольма. Их можно без преувеличения назвать шедеврами уже потому, что это профессиональная работа. На каждом изделии можно рассмотреть клеймо серебряника, т.н. именник, подтверждающий качество исполнения.
Второй зал экспозиции посвящен новым тенденциям в развитии серебряного дела в конце XVII-XVIII вв. Основными техниками становятся резьба и чеканка. В моду входят изделия с яркими самоцветами и жемчугом. Чеканка изделия отличалась высоким качеством с поразительной четкостью и точностью, придающими орнаменту легкость и изящество. Многочисленные заказы в духе эпохи делает духовенство. Пышная и нарядная орнаментика барокко с преобладанием плавно круглящихся и извилистых линий, узоры связок плодов, крупных цветов сложной формы украшают оклад Евангелия 1701 г. и ладаницу из Хутынского монастыря 1731 г. с первым новгородским клеймом Андрея Власова, потир, лампаду, кадило из церкви Рождества Христова на Красном поле. Оклады книг делаются сплошь из чеканного листового серебра, снабжаются наугольниками, накладками с традиционными изображениями, надетыми на деревянные высокие подложки, дополняются застежками с образами апостолов.
Барокко сменяет новый стиль рококо, в котором доминирует криволинейный контур, близкий самой природе ювелирного дела. Известный петербургский серебряник, старейшина цеха иностранных мастеров Захарий Дейкман вводит в орнаментацию оклада Евангелия 1756 г. для Юрьева монастыря элементы стиля рококо с причудливым орнаментом и капризными контурами в виде «С» и «S»-образных арабесок, мотивами морской пены и волн.
В третьем зале экспозиции представлен круг памятников ювелирного искусства, принадлежащих мастерским, цехам, фирмам Москвы, Петербурга и Новгорода периода XIX века. Ювелирное искусство этого времени характеризуется влиянием стиля классицизма, новыми технологиями в первой половине столетия, декоративной манерой и особой стильностью к концу века.
В приемы обработки драгметаллов входит некоторая механизация, которая сводится к ускорению и удешевлению производства, но в то же время значительно изменяет облик золотых и серебряных изделий. Вместо кованного от руки серебра с мягким, переливчатым блеском широко входит в употребление гладкое полированное до зеркального блеска серебро, полученное механическим путем.
Трудоемкая чеканка вытесняется механической штамповкой. Прокаткой или вальцовкой быстро выполняются длинные полосы мелкого рельефного орнамента с повторяющимся раппортом как на окладе Евангелия, исполненном в одной из первых московских фабрик П.Ф. Сазикова в 1835 г.
Интересен комплекс произведений известного петербургского ювелира Федора Верховцева: два Евангелия, происходящие из храма Андрея Первозванного усадьбы графа А.А. Аракчеева, подлампадник и большой оклад иконы «Спас на престоле. Праздники. Избранные святые». Композиционный строй, вся символика большого памятного Евангелия посвящены важному событию, по поводу которого книга была заказана - смерть российского императора Александра I. Эмалевые изображения наделены реалистическими чертами. Периметр окладов Евангелий, отдельные композиции обрамлены вальцованным орнаментом, что придает им торжественность и лаконичность. Высокое техническое мастерство демонстрирует работа неизвестного ювелира, исполнившего оклад иконы «Богоматерь Ахтырская».
В конце столетия значительно изменилась скань. Привлекают внимание сканные работы ювелиров Москвы. Для сканных изделий этого периода характерен орнамент сетки из четырехлепестковых цветов, густо положенных завитков. Сканный орнамент не напаивается на металл, а делается ажурным, иногда это спутанный, трудно читаемый узор. Ажурные подлампадники небольших размеров на длинных цепочках предназначались для помещения в них разноцветных стеклянных лампад, достигая задуманного эффекта. Один из новгородских подлампадников дополнен зернью. В конце столетия в моду вошли дамские сканные сумочки и кошельки кольчужного плетения, похожие на переливающуюся ткань.
Изменяется не только техника изготовления изделий из драгоценных металлов, их форма, силуэт, орнаментация, но и самый ассортимент предметов становится иным. В большом количестве изготовляются солонки, вазы для фруктов, сухарницы, канделябры, письменные и туалетные приборы. Во второй половине столетия получает развитие камерная серебряная скульптура малых форм.