Мастерская реставрации и консервации мебели
Научный центр
Относится к комплексу: Реставрационные мастерские
9:00 – 18:00
Выходные: суббота, воскресенье
Новгородский музей-заповедник предоставляет исследователям право посещения реставрационных мастерских музея по согласованию с генеральным директором и главным хранителем.
Великий Новгород, Дворянское собрание
Почта для связи с отделом: ludnik10101@mail.ru
Кремль
ИСТОРИЯ ОТДЕЛА РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ В НОВГОРОДСКОМ МУЗЕЕ
О мастерской
Организация музейной мастерской консервации и реставрации мебели началась в 2001 г., когда сотрудником отдела оформления экспозиций и выставок В.М. Мисевичем были проведены первые реставрационные работы на предметах мебели конца XIX в. В 1970—1980-е гг., практиковалась отправка небольших партий мебели в различные реставрационные организации Ленинграда и Пушкина. В связи с их расформированием в начале 1990-х г. реставрация мебели, находящейся в экспозициях головного музея, филиалах и фондах, не проводилась на протяжении нескольких лет, также остро встала проблема подготовки экспонатов для создаваемых выставок и экспозиций, что сделало вопрос об организации собственной музейной мастерской одним из наиболее актуальных. Для систематической работы мастерской пришлось решать многочисленные проблемы. Усилиями В.М. Мисевича был собран первоначальный необходимый инструментарий и материалы; между тем, и по сегодняшний день, оснащение и само помещение мастерской остаются самыми скромными. Реставрационная деятельность В.М. Мисевича начиналась с нуля, постигать азы профессии приходилось в ходе самой практики. Оставаясь сотрудником отдела выставочных программ, ведущим специалистом музея при монтаже многочисленных экспозиций и выставок, Мисевич, несмотря на большую загруженность, доходившую в отдельные годы до реализации нескольких десятков проектов, сумел за непродолжительное время освоить современную методику реставрации антикварной мебели.
В 2006 г. В.М. Мисевич прошёл две стажировки в реставрационных отделах Государственного Эрмитажа и Русского музея.
В настоящее время работа ведётся по методу комплексной реставрации, разработанному в ведущих реставрационных центрах страны и прошедшему многолетнюю практическую апробацию. В рамках этого метода выполняются все основные виды работ по консервации и реставрации мебели, имеющей различную степень и характер механических повреждений, с разрушенными, деформированными и утраченными элементами из различных материалов. Практической реставрации предметов предшествует их обследование, в задачу которого входит выявление всех дефектов и определение оптимальных способов их устранения.
Одним из сложных и наиболее серьёзных направлений деятельности является разработка индивидуальных или видоизменённых методов реставрации экспонатов, требующих нестандартных решений, особого подхода и не подпадающих под «классические» опробованные на практике приёмы. Наиболее показательна в этом плане, проведённая в 2013 г. совместно с реставраторами темперной живописи, реставрация расписного шкафа городецкого мастера Г.Е. Токарева-Казарина (1913 г.). В.М. Мисевичем была разработана и изготовлена конструкция внутреннего каркаса, поддерживающего лицевые панели шкафа, без монтировки которой невозможно было осуществить целостный крепёж памятника.
Приоритетным направлением в деятельности остаётся реставрация антикварной мебели XIX — начала XX вв. для её обновления в действующих или подготавливаемых экспозициях головного музея и филиалах: Музея уездного города и Колокольного центра (г. Валдай), Дома-музея Ф.М. Достоевского (г. Старая Русса), Дома-музея Н.А. Некрасова (г. Чудово), Дома-музея А.В. Суворова (с. Кончанское), Музея истории г. Боровичи и Боровичского края, а также для ежегодно создаваемых выставок. Кроме того, в последнее время возросла необходимость в реставрации крестьянской мебели второй половины XIX — первой половины XX вв. для экспозиций МДЗ «Витославлицы».
С 2001 г. в мастерской были восстановлены более ста тридцати предметов мебели, среди которых следует выделить такие экспонаты, как столик с мозаичной столешницей в технике маркетри (1780—1790-е г.) из усадьбы А.В. Суворова, секретер (1800-е г.), принадлежавший графу А.А. Аракчееву и происходящий из его новгородской усадьбы Грузино, ломберный столик (1810—1820-е гг.), диван в стиле ампир (1810-е г.), известного мастера В. П. Шутова, зерцало (1870—1890-е г?.), комплект из круглого стола и двух стульев с золочением резных декоративных элементов (1870—1880-е гг).
Несмотря на утилитарную простоту большинства поступающих на реставрацию гарнитуров, шкафов, кресел, письменных столов, зеркал, стульев и проч., сложность проводимых работ вызвана самой историей существования мебели с неоднократными перемещениями, негативно сказавшимися на её сохранности и конструктивной целостности. Конструкции многих предметов значительно расшатаны и ослаблены, деревянные детали потрескались, деформировались из-за постоянного изменения температурно-влажностного режима. Нередко приходится сталкиваться со следами бытовых ремонтных работ: многочисленными гвоздевыми отверстиями, грубой покраской, непрофессиональной дорезкой и выполненными из других материалов вставками взамен утраченных деталей, некачественной заменой обивки, произвольным соединением воедино элементов различных предметов и т.п. Здесь большой тщательности исполнения и немалых временных затрат требует изготовление по аналогии утраченных деталей и крепёжных соединений.
В.М. Мисевич неизменно обеспечивает качественное, высокопрофессиональное и корректное проведение работ, основанное на принципах обратимости реставрационного вмешательства, максимально приближенное к первоначальному виду и эстетической цельности восстанавливаемых памятников. Важным этапом в повышении профессионального мастерства В. М. Мисевича стало освоение им технологии реставрации позолоты и золочения мебели.
Во время командировок реставратора в филиалы музея нередко проводятся консервационные противоаварийные работы на месте, профилактические осмотры, определение приоритетных экспонатов для реставрации, а также даются рекомендации, касающиеся режима хранения и экспонирования предметов мебели, ранее прошедших реставрацию в мастерской.
За годы работы в мастерской появился и регулярно пополняется архив реставрационных паспортов, содержащих подробное описание выполненных работ и фотоматериалы, фиксирующие ход реставрации.
В 2014 г. аттестационной комиссией МКРФ В.М. Мисевичу была присвоена квалификация реставратора изделий из дерева, направление — «Мебель», второй категории.
Перспективы развития мастерской консервации и реставрации мебели связаны с созданием современной материально-технической базы, оснащением инструментами, приборами и оборудованием, необходимыми для проведения более сложных реставрационных операций.