Храмы окрестностей Великого Новгорода
Маршрут
Великий Новгород
За три дня вы сможете посетить уникальные храмы XII - XVII веков с всемирно известной монументальной живописью. Памятники архитектуры расположены в заповедных живописных местах. Предлагаемый маршрут предназначен для самостоятельного осмотра без экскурсионного обслуживания.
- Время на осмотр3 дня
- РекомендуетсяВзрослыеДети
- Посещение10 памятников
Карта маршрута
1 день
Окрестности Великого Новгорода - это ожерелье великолепных памятников храмовой архитектуры XII - XVII столетий. Все они в большинстве своем древние, подвергавшиеся многочисленным перестройкам, разрушались и вновь возрождались в прежних формах благодаря героическим усилиям реставраторов. В них сохранились фрагменты первоначальных и более поздних росписей, составляющих всемирную славу древнерусского искусства. За исключением одного храма, проделать этот маршрут возможно на автомобиле.
Первый день рекомендуем начать с Рюрикова городища. Ведь именно сюда, согласно древнерусским летописям, прибыл скандинавский князь Рюрик в 862 году. С конца XI века Городище было известно как резиденция новгородских князей и важнейший центр политической жизни Новгорода. Впервые в летописи оно упоминается в 1103 году в связи со строительством церкви Благовещения князем Мстиславом. Благовещенский храм, сопоставимый по своим масштабам с Софийским собором в Новгородском кремле, олицетворял мощь русского государства в первые века его существования. В середине XIV века храм был разобран в силу ветхости и возведен вновь со смещением фундаментов к югу. На протяжении последующих столетий он неоднократно перестраивался и был превращен в руины огнем немецкой артиллерии во время Великой Отечественной войны. Руины храма XIV века были законсервированы на высоту сохранившихся стен, неоднократно предпринимались попытки реставрации, было разработано несколько проектов. С 2011 по 2017 годы велись работы по консервации руин церкви. Мультимедийные средства, размещенные в интерьере, дают возможность показать разнообразные материалы, посвященные истории памятника: редкие фотографии, чертежи проектов реставрации и реконструкции храмов, а также многочисленные находки, обнаруженные в процессе исследования храма и хранящиеся в собрании Новгородского музея-заповедника. Они позволяют представить богатое внутреннее убранство церкви, включавшее не только настенную роспись, но и декоративные мозаики, а также наборные полы из поливных керамических плиток. К числу важнейших находок последних лет относятся десятки тысяч фрагментов росписи начала XII века.
Рядом находится еще один древний храм, олицетворящий новгородский стиль в архитектуре. Церковь Спаса на Нередице возведена новгородским князем Ярославом Владимировичем за три-четыре месяца 1198 года; вероятно, в это же время был основан и одноимённый мужской монастырь. Храм задуман как мемориальное сооружение в память двух умерших сыновей князя и усыпальница княжеской семьи.
Далее по маршруту лежит церковь Спаса на Ковалеве, возведенная в 1345 году по заказу новгородского боярина Онцифора Жабина с благословения архиепископа Василия. В 1941 году храм оказался на линии фронта и был превращен огнем немецкой артиллерии в руины. Сохранилось примерно 30 % кладки. В.Н. Лазарев в 1947 году с горечью заключил: «Полных интимности фресок Ковалева мы уже никогда не увидим, ибо погибшее безвозвратно уже не вернуть». Однако подвиг реставраторов опроверг очевидное. В 1960-х годов были проведены раскопки руин, извлечено 450 ящиков фрагментов фресок. Церковь Спаса на Ковалеве стала первым памятником, где был применен метод реставрации живописи на фрагментах, разработанный реставратором А.П.Грековым. Работа продолжается в течение длительного времени. Увидеть фрески из храма, понаблюдать за кропотливой работой реставраторов сегодня можно в Мемориальной мастерской А. и В. Грековых в Новгородском кремле. Сама церковь в начале 1970-х годов была восстановлена по проекту архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева в формах XIV века.
Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле была построена в 1352 году как храм основанного новгородским архиепископом Моисеем монастыря: «постави владыка Моисий церковь камену, во имя святыа Богородица Успение, на Волотове». До своей гибели в годы Великой Отечественной войны в волотовской церкви находился один из лучших художественных ансамблей Великого Новгорода. Его росписи сохранялись почти полностью, никогда не белились и не записывались. Кроме отдельных механических повреждений живописной поверхности, эти росписи не имели изъянов. В годы Великой Отечественной церковь оказалась на линии фронта и почти полностью была уничтожена огнем немецкой артиллерии и авиации. В 2001 году министерства культуры России и Германии подписали соглашение об оказании финансовой помощи немецкой стороной в реставрации храма. Под руководством Н. Н. Кузьминой в следующие два года был разработан проект и проведены работы по воссозданию церкви в формах XIV века. За эту работу она удостоена, вместе с Л. Е. Красноречьевым, звания лауреата Государственной премии. Кроме росписей, оставшихся на месте после разрушения памятника в годы Великой Отечественной войны, в настоящее время в нем смонтировано еще 18 композиций, собранных реставраторами из разрозненных фрагментов. Работа по сборке фрагментов продолжается до сих пор и ведется в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника, который мы рекомендуем посетить в третий день путешествия.
2 день. Водное путешествие
Чтобы посетить одно из самых заповедных мест Новгородский земли, остров Липно, придется ненадолго оставить автомобиль и воспользоваться водным транспортом. Храм Николы расположен при впадении реки Мсты в озеро Ильмень, на живописном острове, образуемом ее протоками.
В 1292 году новгородский владыка Климент заложил на Липне каменную церковь во имя Николая Чудотворца. По преданию, ее воздвигли близ места, где примерно за 180 лет до того была обретена чудотворная икона св. Николая, исцелившая новгородского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха. Согласно этому преданию, внезапно заболевшему князю явился во сне святой, обещая избавление от тяжкого недуга через свой иконный образ. Отправленных в Киев княжеских посланников захватила на озере Ильмень неожиданная буря, забросившая их ладью на остров Липно. Переждав непогоду, послы собрались продолжить плавание, но с изумлением увидели в волнах у берега икону Николы, необычной круглой формой доски подобную той, что была описана князю в сновидении.
Постройка церкви явилась для Новгорода важным событием - это был первый каменный храм, воздвигнутый после более чем полувекового безмолвия, вызванного тяжелой политической обстановкой в условиях войн и монгольского нашествия.
Храм был расписан, вероятно, около 1294 года. Самую позднюю возможную дату, 1299 год, определяет смерть владыки Климента, которая значится в поминальной записке - граффито, процарапанной поверх фрескового грунта на северо-восточном столбе.
Росписи Никольской церкви – единственный дошедший до нас ансамбль древнерусской стенописи XIII века. Время и Великая Отечественная война не пощадили ансамбль росписей, от которого уцелела лишь небольшая часть, в основном сосредоточенная в алтарной части; небольшие фрагменты сохранились на стенах наоса.
3 день
В третий день можно посетить новгородские святыни, расположенные билже к центру города. В том числе и бывший Антониев монастырь, чья территория теперь входит в городскую черту. Согласно преданию, Антониева обитель была основана в 1106 году Антонием Римлянином, который приплыл в Новгород на камне. Вскоре после основания, с 1117 по 1119 год, в обители был построен каменный храм. В это время в Новгороде каменных храмов было совсем немного, и Антоний гордился, что смог воздвигнуть его на свои средства – без участия князя и новгородского епископа. В 1125 году храм был расписан. От этого ансамбля до наших дней дошли в хорошем состоянии фрески на западных гранях восточных столбов, которые были заслонены установленным в 1716 году высоким иконостасом. Сохранились также фрагменты росписи алтарной части, которые не были сбиты в ХІХ веке.
Напротив собора в келейных корупсах расположился Центр реставрации монументальной живописи. Сохранив архитектуру памятника, музей оборудовал мастерские современным оборудованием и предоставил возможность посетителям в определенные часы увидеть работу специалистов. Основная задача Центра - реставрация живописи, её хранение и изучение, мониторинг состояния памятников архитектуры. Здесь занимаются восстановлением росписей церквей Спаса Преображения в Ковалеве, церкви Успения в Волотове, церкви Благовещения на Городище и других памятников.
Далее ваш путь лежит в южные окрестности Новгорода, где недалеко от истока реки Волхов располагается Свято-Юрьев мужской монастырь. В летописи упоминается под 1119 годом. В княжеский и республиканский периоды монастырь был самым богатым, игравшим особо важную роль в политической жизни города. Служил княжеской усыпальницей. Был важнейшим культурным центром. Для него трудились лучшие мастера: строители, иконописцы, серебряники, создавшие уникальный художественный ансамбль, центром которого стал Георгиевский собор, один из лучших памятников новгородской архитектуры княжеского периода. Храму присущи черты, характерные для княжеских построек XII века: парадность, внушительные размеры, просторные и хорошо освещенные хоры.
В нескольких минутах пешей прогулки на небольшом полуострове, где почти 2000 лет назад находилось языческое капище, стоит Перынский скит. По свидетельству новгородской летописи, идол Перуна был поставлен воеводой киевского князя Владимира Добрыней в 980 году во время крупной реформы славянского язычества. В 988 году при принятии Русью христианства идола сбросили в Волхов. После принятия христианства был основан Рождественско-Богородицкий мужской монастырь. Во времена Новгородской республики в монастыре велось книгописание. В XVII веке обитель приписана Юрьеву монастырю. Одноглавая церковь Рождества Богородицы XIII века – главный храм монастыря – самый маленький храм на Новгородской земле.
Завершает путешествие церковь Благовещения в Аркажах на берегу озера Мячино. В 1170 году новгородский архиепископ Илья (в монашестве Иоанн) основал вместе с братом Гавриилом (в монашестве Григорием) монастырь и поставил в нем деревянный храм. Через девять лет его заменили каменным зданием. В 1189 году интерьер был расписан по заказу Григория, ставшему архиепископом после смерти брата. Фрески сохранились в алтаре, жертвеннике и диаконнике. Их художественные качества - условность, стилизация, подчеркнутая линеарность, декоративность - характерны для живописи конца ХІІ века. Благовещенский монастырь был одним из наиболее богатых в Новгороде. В 1299 году его игумен Феоктист был поставлен архиепископом. Добровольно оставив кафедру в 1307 году, он вернулся в родную обитель, где через три года упокоился. Феоктист был похоронен в юго-западной части храма, а в ХVІІІ веке его мощи были перенесены в Юрьев монастырь в связи с упразднением Благовещенской обители.
Объекты маршрута
Экспозиции
Уникальные иконы, храмовая утварь, предметы религиозного культа и другие сокровища древнерусского искусства, собранные в коллекции музея-заповедника, можно увидеть в Великом Новгороде.
Экскурсии
Памятники окрестностей города также всегда доступны в составе автобусных экскурсий согласно афише музея.